Южная Норвегия

Часть 7. Эйдфьорд
Часть 11. Бюд

Норвегия. Начало

Планы на отпуск и отдых в 2015 году у нас были примерно расписаны вплоть до нового года и Норвегия там никоим образом не упоминалась. Да нам вообще пока как-то не приходило в голову переться в Норвегию. Когда в апреле месяце любезные чехи выдали нам мультишенгены на год, я повертела паспорт в руках и изрекла: "Ну и нафига мне годовой? Я в этом году больше не планирую в Европу." Хотя, конечно, мультики шенгенские - это всегда хорошо, но сейчас не об этом.
Двадцатого апреля случается ежегодное событие - день рождения одного хорошего человека (по совместительству джипера из Краснодара) - Юрия (с ником Юра-Гелик), в экипаже которого я несколько лет числилась штурманом. И я, по своему обыкновению, позвонила поздравить. В процессе разговора он сказал, что есть у него в планах поездка в Норвегию, но пока она в подвешенном состоянии, ибо имеется проблема: "не с кем ехать!". Мол, внук отказывается, а штурман (то бишь я) вышла замуж и уехала в Подмосковье:)

Осло - Рисёр (Oslo - Risør)

В Осло мы должны были прилететь к обеду, но, как многим уже известно, рейс отменили прямо у нас перед носом. И всё бы ничего, да только в Осло нас должны были встретить Юрий с Захаром, которые приехали туда на машине аж из самого Краснодара! Выходило, что мы их подвели. Мы созвонились, передоговорились на вечер.
Но помимо встречи, на этот день были запланированы и перемещения по Норвегии, которые из-за нашего позднего прибытия грозили сорвать часть поездки. Но Юрий и тут сориентировался, сказав, что в Норвегии темнеет поздно, а если быть точным, почти не темнеет, так что свалимся все в машину и помчим на место первой ночевки, предполагавшейся по плану.

Рисёр - Кристиансанн - Линдеснес - Bore (Risør - Kristiansand - Lindesnes - Bore)

Утро назойливо стучало дождем по палатке. Даже не верилось, что такое ясное и светлое буквально несколько часов назад небо, так раскисло. Я высунула голову из-под тента и воззрилась на Юрия, роющегося в багажнике. "Ну шо?" - спросила я. "То" - грустно ответил Юрий. "Ну здравствуй, Норвегия" - подумалось мне, когда я вновь спряталась под тент и стала вынимать из рюкзака водонепронецаемую куртку и непромокаемые штаны. Благо, всё это было заботливо прихвачено с собой, т.к. если даже в наших краях по ночам холодно, то в Норвегии по моим предположениям - еще холодней, даром, что Гольфстрим там где-то неподалеку.
В сером утреннем свете, не взирая на температуру +6 и дождь, наш экипаж собрался, рассчитался за стоянку с администрацией кемпинга и покатил дальше по маршруту. Мокрые дороги терялись в тумане и туннелях. Домики по обочинам смотрелись весьма уютно. Иногда мы даже останавливались, чтобы немного пройтись по пристани какого-нибудь поселка, но, в основном, все фотографии делались мной на ходу из окна авто. Впечатляли скальные берега озер, на которых стояли норвежские дома. Часто - по одному. Так едешь и думаешь: каково живется в таком домике?

Bore - lauvvik- Lysebotn - Wathne feriesenter

Как вы обратили внимание, некоторые названия в статье пришлось написать на латинице, т.к. я даже не знаю, как правильно они звучат на русском (и мы часто ошибались в произношении по-норвежски в дороге), поэтому пойду по пути наименьшего сопротивления.
Встав в 5 утра, мы наспех собрали лагерь и помчались в сторону паромной переправы Lauvvik, т.к. по некоторым данным именно оттуда ходили паромы в знаменитый Люсе-фьорд. Опасения вызывала погода: а ну как, тучи на стенки фьорда нахлобучатся и всё. Поэтому, подъехав к переправе и вычитав, что ближайший паром будет аж через 3 часа, мужики постановили ехать в Люсеботн на машине, облазить там все, что под руку попадется, а потом погрузиться на паром в обратную сторону. Ну раз так, тогда штурман (то бишь я) забивает в навигаторы (коих у нас было не один) нужный пункт, а сам берет в руки карту. Ибо навигаторы иной раз врут - их надо контролировать.
Поначалу мы ехали тихо. Утро раннее, тучи на небе - чего кулдыкать-то? Но потом мы въехали в узкую горловину между отвесных скал, покрытых лесом, где под свинцовым небом разливалось какое-то озеро и стали галдеть.

Прекестулен (Кафедра проповедника)

Маст си Норвегии - это скала Прекестулен, известная так же, как Кафедра Проповедника и Pulpit rock. Название такое она получила из-за своей внешней схожести с кафедрой - такой, какую устанавливают в религиозных заведениях для оратора, читающего проповедь. Только в церкви она маленькая, а в Норвегии - высотой 604 метра.
На машине к Прекестулену не подъехать, только пешком. Машину необходимо оставить в конце шоссе Rv529 возле отеля Preikestolen Fjellstue и потом идти по указателям. Юрий с нами не пошел - он больше предпочитает автомобильные перемещения, а Захар не был отпущен по причине бесконечного дождя. Подъем длинный, а по фьорду ветер гуляет. Вымокнешь, продует - заболеешь. Так что мы с Ильей отправились сами.
Во всех путеводителях пишут, что дорога к Прекестулену занимает 2 часа, что есть правда для неподготовленных, а для нас вышло где-то около часа пятнадцати, к тому же мы спешили - нас же ждут внизу. Дорога резко забирает вверх буквально от самой парковки, затем идет по бараньим лбам, по ручью и даже по болотам на плато.

Одда - Ролдал - Лотефосс - Эйдфьорд

С утра распогодилось. Читая путеводитель по Норвегии, Илья узнал, что жители Ставангера говорят: "У нас нет плохой погоды, у нас воздух сырой", а сам регион считается одним из дождливейших в стране. Поэтому наш экипаж поспешил его покинуть.
Переплыв на пароме через Фистер-фьорд, мы поехали вдоль его берегов. Справа периодически виднелись морские фермы, где в специальных загонах выращивают рыбу. Когда же мы остановились, чтобы поснимать, под ногами обнаружились заросли норвежской земляники:)
Природу Норвегии трудно описывать словами. Я вообще не очень люблю различного рода восхищенные эпитеты - попахивает некоторой натянутостью и надуманностью. Но страна очень красива, причем везде. Куда бы мы ни заглянули - всюду находили что-то, что заставляет сокрушенно качать головой, мол, да что же это такое? Хоть на один миг можно глаза закрыть и не смотреть?? Нет, нельзя. Надо смотреть все время. Норвегия заставляет.

Зеркала Норвегии

Что такое Зеркала Норвегии? Это ее безмятежные озера, а иногда в тихую погоду - и фьорды. Чаще в горах, реже - внизу мы натыкались на зеркальные отражения, мимо которых проехать невозможно. Иногда воду не тревожило ничего: фотографию, как ни переверни - всё кажется, что правильно верх держишь:) Иногда по глади шла рябь, но это не мешало видеть зеркало. Чего тут разглагольствовать - смотрите сами.

Эйдфьорд

Отдельно следует рассказать про место стоянки в Эйдфьорде. Есть одноименный город, но мы стояли прямо на берегу самого, что ни на есть настоящего фьорда. Стоянку выбрали случайно: просто увидели значок кемпинга и свернули. Свернули, надо сказать, очень удачно.
Никакой администрации на месте не было, но отдыхающие объяснили, что мы можем занять понравившееся место, развернуть лагерь, а вечером приедет человек, который соберет плату.
Мы заняли, по нашему мнению, самое козырное место - у воды, с видом на фьорд, гору, мост, пирс и лодочку. Халявную, кстати, лодочку. Они там специально привязаны, чтобы отдыхающие могли сесть и прокатиться по желанию. Но наше основное желание на тот момент заключалось в рыбном супе, рыбу для которого мы приобрели прямо тут, в Норвегии. Наверное, ухой это сложно назвать, но рыбный супчик получился хороший:)

Гудванген - Согне-фьорд - Иннвикфьорд

Утром мы хотели съездить для начала в городок под названием Эйдфьорд, но гений норвежской инженерии распорядился иначе. Я уже рассказывала про необычные петли в системе туннелей страны викингов, сегодня я поведаю про подземные развязки:) Заезжаем мы такие в туннель, который должен был нас привести в Эйдфьорд, связь со спутниками, конечно же, пропадает и тут пред наши светлы очи предстает полноформатная развязка под землей: целое кольцо, на котором совершенно непонятно куда поворачивать... Ну мы и повернули куда-то. Выехав таким образом на мост, ведущий к следующему за Эйдфьордом пункту нашего путешествия. Ну не разворачиваться же! Так и промахнулись:)
Дальше по списку значился Гудванген, дорога к которому пролегает через водопад с названием Твиндефоссен (Tvindefossen) высотой 152 метра. Говорят, что в очень дождливую осень водопад становится настолько мощным, что каскадов даже не видно. А по одной из местных легенд тот, кто попьет этой водички, омолодится. Мы об этом не знали, поэтому омоложение нам не грозит:)

Гейрангер-фьорд

Добраться с нашей стороны до Гейрангер-фьорда (Geirangerfjorden) было не то чтобы очень сложно, но напряжно. Для начала мы какое-то время катили по дороге вдоль воды, созерцая привычные уже пейзажи и небольшие островки. Островки внушали - в прозрачной зеленоватой воде они плыли словно лодки. Мы снова высыпали на берег и яростно хвалили здешнюю природу. Зеркальных отражений хватало и тут, но все они уже освоены в предыдущей статье.

Стур-фьорд - Олесунн - Бюд

Благополучно выгрузившись в Хеллесилте, мы помчали дальше - в сторону города Олесунн, но Стур-фьорд так просто не отпускал. Сначала он демонстрировал покинутый нами Гейрангер-фьорд, уходящий прямо и налево, затем красовался сам, а потом дорога ушла в туннель. Но это совсем не значило, что Стур-фьорд нами покинут:)
Выбравшись по ту сторону туннеля и сделав еще один марш-бросок по горам, наш экипаж вдруг обратил внимание на ультра-жаркую погоду: на улице был аж +21 градус по Цельсию. Надо сказать, что уже не первый день мы косили глазом в сторону фьордов, имея желание туда окунуться, но все время что-то мешало: то погода, то жуткие заросли водорослей, прозванные мной садами Семирамиды, то еще какая-нибудь неведомая фигня. Зато конкретно в этот момент все звезды встали на свои места.

Бюд

Бюд (как называют его норвежцы) или Буд (как утверждает карта) - это вовсе не достопримечательность или какое-то шибко интересное место. Это место для души. Моей, как минимум:)
Приехав уже под вечер на самый берег Норвежского моря, мы заехали в единственный кемпинг среди здешних холмов - Бюд, успев за 10 минут до закрытия ресепшена. Милые девушки рассказали где что находится на территории и предложили встать там, где нам больше понравится. После чего дали карту, на которой отображены не только все официальные кемпинги Норвегии, но и те из них, которые входят в единую сеть. Если переночевать 7 ночей в кемпингах этой сети - восьмую ночь можно получить бесплатно:)

Атлантическая дорога Норвегии

Атлантическая дорога Норвегии (Atlantic Road) - это то, что я хотела увидеть давно, потому что однажды на просторах интернета мне попались на глаза картинки о необычном мосте, глядящем в небо и омываемом большими волнами. Я даже не знала где он находится, но думала, что своими глазами увидеть было бы здорово:) Как оказалось позже, то был мост Storseisundet, входящий в состав Атлантической дороги. Теперь же, находясь в нужной части Норвегии, все мы хотели рассмотреть это чудо поближе.
Выехав утром из поселка Бюд, весь наш квартет для начала стал свидетелем удивительного природного явления: белые облака перекатывались через горные вершины и текли прямиком к нам на дорогу. "Вот так, наверное, выглядит цунами", - сказала я и все со мной согласились. После чего псевдо-цунами поглотило нас и мы вынырнули по ту сторону, увидев над собой уже не синее, а серое небо.

Кристиансунн (Kristiansund)

После Атлантической дороги наш путь лежал в городок Кристиансунн (не путать с Кристиансанном). Глянув на карту, мы уже, было, приготовились вновь плыть на пароме, подъехали к будке, где принимали плату, рассчитались и покатили к, как нам думалось, переправе. Каково было наше удивление, когда вместо переправы мы нырнули в туннель и покатили вниз, под воду!
Как выяснилось позже, заехали мы в самый что ни на есть настоящий Атлантический туннель, который образует транспортную перемычку Молде - Кристиансунн. Длина туннеля около 6 км, а глубина целых 250 метров, что делает его одним из глубочайших сооружений подобного типа в мире. И действительно, километр за километром погружаясь в недра туннеля, мы даже стали озираться, думая о том, как здесь устроены аварийные выходы:) Сооружение, воистину, грандиозное - туннель пробит в гранитных скалах Норвежского моря и вызывает уважение.

Тронхейм (Trondheim)

Тронхейм (Trondheim) с незапамятных времен носил название "Нидарос", что в переводе значит "устье Нида", то бишь реки, на которой стоит город. Впоследствии, город был назван "дом сильных", что звучит, как Тронхейм и с этим названием живет в наши дни.
Первые поселения в здешних местах датируются 997 годом, когда Олаф Трюггвасон, обосновался здесь, насаждая христианство. Кстати, надо сказать, что этот Олаф I какое-то время жил на Руси, а потом скитался от Ирландии до Греции, пока не созрел на то, чтобы обосноваться в родной стране. Памятник ему стоит на одной из площадей Тронхейма. Я запечатлела его сзади, т.к. там оказалась отрубленная голова, которую не видно, если смотреть на памятник "в лицо".

Транспортная система в Норвегии

Поскольку Норвегия - это не Непал и доехать туда может практически любой желающий, я решила сделать несколько зарисовок, относящихся к орг.вопросам. Самой крупной темой станет вопрос транспорта в Норвегии, а остальные, наверное, объединятся в общую тему "Про всё" :)
Начну с того, что дороги в Норвегии хороши, внедорожник там не нужен, я бездорожья вообще не видела, даже проселочные дороги адекватны в своем покрытии. Дороги на перевалах тоже приятные, особенно в летний период. Могу предположить, что зимой там, несмотря на многометровые снежные наносы, трассы все равно расчищены.
Туннелей на протяжении страны столько, что, памятуя о троллях, нам иной раз казалось, что очередной пьяный тролль шел домой и чтобы гору не обходить - просто топал напролом. При этом туннели образовывались на любой вкус и цвет: с подземными развязками, кольцевые и даже подводные. Водителям надо быть готовым, что въезд в некоторые туннели будет платным, например, подводный Атлантический туннель, ведущий в Кристиансунн, стоит денег.
Если информация была для вас интересной и полезной - поделитесь ею при помощи кнопок социальных сетей ниже :) =>
Интересно? Подпишись и узнавай первым:)