Индокитай

Оглавление:

Часть 1. Москва - Бангкок
Часть 3. Ангкор, Камбоджа.
Часть 4. Пномпень - Сиануквиль. Быт камбоджийцев
Часть 5. Остров Ко Ронг Самлоем
Часть 6. Wedding-фотосессия :)
Часть 7. Сиануквиль - Пномпень - Хошимин (Сайгон)
Часть 8. Хошимин-сити (Сайгон)
Часть 9. Нячанг

Часть 18. Бангкок. Храмы
Часть 19. Бангкок - Москва

Индокитай. Часть 1. Москва - Бангкок

Самые дешевые билеты проще всего купить не в Пномпень, не в Ханой, а в Бангкок, который и стал отправной точкой нашего путешествия. Сам Таиланд нас особо не интересовал, но по причине озвученной выше, столица этого государства была внесена в план трипа:)
Разделить вся тягости и интересности нашего свадебного путешествия, а так же поспособствовать в проведении фотосессии вызвались мои закадычные друганы: Ира и Макс. И хорошо, что они поехали! Но об этом позже.
Поздним вечером 2-го октября наша компания выгрузилась в аэропорту Домодедово для того, чтобы полететь сначала в Дубай, а затем в Бангкок. Перемещаться без особых удобств для сна нам предстояло около суток.
Дубай встретил душной жарой и огромным красивым терминалом. По нему можно экскурсии водить, потому что между секторами А, В и С такие большие расстояния, что приходится на поезде ездить. У нас на то, чтобы из айриш паба добраться до необходимого гейта ушло где-то минут 25, с использованием специальных бегущих дорожек, скоростных лифтов и поезда на магнитной подушке. А вокруг интернационал. Особенно доставляют арабы или, как мы их называли - «шейхи», хотя то явно были не они, но кодовое слово пользовалось популярностью.
Лично мне после бессонной ночи в самолете даже удалось разложиться на коврике за рядом сидений и похрапеть 3 часа, пока друзья, постеснявшиеся так нагло валяться на полу, попеременно меня охраняли, а муж, преисполненный радости, фотографировал меня со всех сторон, чтобы иметь компромат))
В Бангкок лететь около 7 часов, а ассортимент фильмов на борту эмирэйтс оставляет желать лучшего. Туркиш эйрлаинз впечатлили меня много больше и сервис у них выше. Зато в нашем двухэтажном самолете включали на потолке эффект звездного неба, на которое было очень приятно поглазеть.
В столице Таиланда было не менее душно, чем в Дубае, а к 5 утра по местному времени нам удалось добраться до своей гостиницы. Где все и рухнули, как подкошенные, не найдя поблизости покушать ничего, кроме местного доширака, который, кстати, пошел на ура, не смотря на остроту). Хорошо, что водила такси дал нам сдачу местными тугриками и мы смогли купить в ночном супермаркете немного этой лапши:))))
На следующий день у нас были запланированы дела: нам надо было забронировать себе автобус до Сием Рипа в Камбодже, а так же покушать местной еды и (если успеется) поглазеть на какую-нибудь достопримечательность.
Оказалось, что доллары в Таиланде (как ни странно) не котируются не под каким соусом, поэтому пока мы нашли хоть один пункт обмена валюты, уже перевалило за полдень, а пока поели и разобрались с автобусом, наступила ночь. Достопримечательностей уже не хотелось, весь Бангкок вонял, как помойка, а утром надо было опять рано встать. Тем не менее, идя к стоянке такси, мы издалека смогли полюбоваться на храм Изумрудного Будды. А я все-таки урвала момент, пока все отдыхали за ужином и сходила на получасовой сеанс тайского массажа. Это, я вам скажу, дело!

Индокитай. Часть 2. Таиланд - Камбоджа. Сием Рип

На следующий день нам надлежало встать пораньше, доехать до камбоджийско-тайской границы, пересечь ее и к вечеру оказаться в Сием Рипе — месте, являющемся воротами в один из объектов наследия ЮНЕСКО — Ангкор.

До границы мы добрались довольно быстро — часа за 3 и вот тут началось типично-азиатское. Поскольку мы купили переезд сразу до Сием Рипа, то на границе нас сопровождал специальный мужик, чтобы потом собрать в кучу и усадить в автобус для дальнейшего следования - уже по Камбодже. Кстати, стоимость поездки Бангкок - Сием Рип достаточно недорогая — всего 300 бат (чуть больше трехсот рублей).
Так вот, этот мужик усадил нас заполнять въездные бумажки, а сам забрал наши паспорта, фотографии, отдал какой-то тетке на мопеде и та умчала вдаль. Мы с Ильей были привычны к такому обороту событий, а Макс немного понервничал, но увидев, что больше никто не парится — принял это, как данность и больше на эту тему не парился. Через 20 минут паспорта вернулись к нам в целости, да еще и с камбоджийской визой — вот так все просто. Стоило нам это удовольствие 1500 бат. А если вы случайно забудете фото — не беда, за 6 баксов они просто отсканируют фото из вашего паспорта. Ну тут лучше пусть Макс расскажет, они ему мозг выносили.
Нашей же задачей было пройти 2 паспортных контроля — сначала со стороны Таиланда, а затем уже с визой — в Камбодже. Тайская граница — это еще ничего так, более или менее. Относительный порядок, офицеры нормальные. Когда мне приходилось преодолевать сухопутные границы в Европе — там можно была в промежутке еще и в дьюти-фри зайти, купить чего-нибудь. Здесь же, получив штампик в паспорт о выезде из Таиланда, мы попали в какой-то треш. Местные (уж не знаю какой национальности) вольготно разгуливали в жутко грязном межграничном пространстве, голые сопливые дети сидели прямо в пыли у нас под ногами и орали, а на узеньком (метр шириной) мосту происходили какие-то разборки. Один чувак на наших глазах соорудив из бутылки розочку угрожающе размахивал ей, плача от какой-то обиды и выкрикивая разные (нехорошие, видимо) слова в сторону обидчиков, находящихся за нашими спинами. И нам мимо него надо было пройти...

Мы-таки прошли. Через всю эту вонь, грязь, жарищу и пылищу. И столкнулись с интересностью: камбоджийские власти ввели обязательную дактилоскопию, поэтому нам еще пришлось обеими руками потрогать специальный аппарат. Мне кажется, более грязных и противных ощущений, чем от этого пограничного перехода у меня не было ни в одной стране. Даже азиатской. В общем, описать это немного сложно, надо испытать) А Макс сказал что в такой ...дец он еще никогда не попадал. Зато какой шикарный опыт! :)

С прибытием в Сием Рип наши приключения не закончились. Илья с вечера упаковал в рюкзак бутылку пива, замотав в футболку. А потом мы решили все вещи постирать, а я не знала про маневр с бутылкой, потянула футболку из рюкзака, бутылка упала, ударилась об угол полки для багажа, разлетелась вдребезги и осколком рассекла мне ногу. «Вот это свадебное путешествие!» - подумалось мне, вспоминая о том, в какую антисанитарную страну мы попали.

На общем консилиуме докторов в лице Ильи и Иры, а так же санитара в лице Макса было решено, что ногу зашивать не обязательно, необходимо промыть перекисью, засыпать стрептоцидом, забинтовать и дать ей покой. Настроение у меня было крайне поганое, так как дыра в моей ноге и не останавливающаяся кровь как-то плохо вязались с тем, что завтра надо весь день лазить по огромному Ангкору по жаре +35 и при полном отсутствии нормальных условий для перевязки. А потом еще всю ночь трястись в душном автобусе до Пномпеня.

Зато сколько заботы! И полушку под ногу положат и чего-то вкусное принесут:) В общем, спать мне было дозволено только на спине или на левом боку, а ногу держать на подушке всю ночь и сильно не вертеть.

Альбом с небольшим количеством фото всех наших перемещений, начиная с Москвы прилагается.

Индокитай. Часть 3. Ангкор, Камбоджа.
На следующее утро у нас был забронирован тук-тук, который должен был доставить нас в Ангкор. Я уже давно хотела туда попасть. Это безумно красивое место и чего-то тянуло меня именно туда. Собственно, основной точкой, ради которой мы поперлись в Юго-Восточную Азию и был Ангкор.

Трудно сказать, что является самым знаменитым во всем комплексе. Здесь расположено множество храмов, например огромный Ангкор-Ват, или такие сооружения, как Байон — с каменными столбами и изображениями Будды, или храмы поменьше, где еще остались следы того, какой мощью обладает природа, перемешиваясь со строениями так, что не поймешь: где стена, а где дерево.

В общем, по порядку. Сам по себе Ангкор — это здоровенный комплекс: город-храм и в период своего расцвета (VIII – XIIвв) сочетал в себе, как жилые постройки, так и культовые. Жилища возводились из дерева и потихоньку разрушились, а вот храмы стоят и поныне. После разрушительных войн и эпидемии Ангор был заброшен, его поглотили джунгли, а новую жизнь он обрел благодаря французскому ученому Анри Муо, который его и открыл заново для современной цивилизации. Ангкор по праву носит звание самого большого культового сооружения в мире. А еще в стенах этого города снимали фильм «Лара Крофт: расхитительница гробниц».

После того, как Ангкор был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, его принялись потихорньку восстанавливать, используя компьютерные технологии. Т.е. Беспорядочно валяющиеся камни фотографировали, загружали данные в специальную программу, а затем она выдавала изначальный облик сооружения. Некоторые строения специально не восстанавливали, чтобы показать, каким Ангкор предстал перед вновь открывшими его учеными.

Тук-тукерщик привез нас прямиком к Ангкор-Вату — знаменитому храму, который более или менее остался цел и не был пожран джунглями благодаря большому рву, окружающему храм и заполненному водой. Ангкор-Ват считается отличным образцом архитектуры кхмерской империи, процветавшей здесь тысячелетие назад и он воистину производит неизгладимое впечатление!

Еще на подъезде к нему мы уже разглядели знаменитые башни и обрадованно загалдели. Недавно я слышала, как один архитектор сказал: если силуэт здания можно начертить несколькими штрихами и его будут узнавать — это шедевральное сооружение. Так вот, практически везде в Камбодже так или иначе обыгрывается силуэт трех башен (двух боковых и одной центральной) и даже за рубежом люди с легкостью узнаЮт Ангкор-Ват в этих линиях.

Вообще, центральная композиция состоит из пяти башен: четыре по краям и одна в центре. Это главный храм, куда туристам разрешают входить, если у них прикрыты плечи и колени. Из нас самым приличным оказался Илья и сходил наверх, мы же бродили среди галерей и переходов, рассматривая устройство стен (камни скреплены замковым механизмом, без раствора), барельефы, скульптуры, взбираясь на крутые ступени малых сооружений и дивясь тому, что вот — мы здесь. Барельефы, надо отметить, бывают огромны и повествуют о различных страницах кхмерского эпоса, таких, как «Пахтанье Молочного океана», весьма далекого от нашего понимания, но некоторым интересного.

Пролазив по Ангкор-Вату пару часов, мы (о, какие же мы были тогда глупые!) задались вопросом: «А где же тут корни, вплетенные в здания?», нигде мы их не видели. Решено было позвонить всезнающей НатальСтепанне, которая в Ангкоре уже бывала и знает, куда идти. Не смотря на то, что в Краснодаре было около 7 утра, мы стали звонить Наташе, разбудив ее и домагнулись с мучившим нас вопросом. В ответ получили: «Ангкор — он огромный! Не тупите, возьмите тук-тук и пусть он вас свозит».

Вот тут-то и стали нам понятны слова администратора гостиницы: «Тук-тук будет вас там возить». В своей бесконечной дремучести мы даже не представляли, что осмотрели только десятую часть территории, взмокнув от духоты, как мыши. Мы решили «не тупить», как порекомендовала Колабкина, и пойти к нашему тук-тукерщику, который и отвез нас к Байону — шикарному изваянию, ошеломившему меня не меньше, чем Ангкор-Ват.

Байон является одной из самых последних построек, возведенных здесь в XII веке, а также это центральный храм большой крепости Ангкор-Тхом. Знаменит Байон своими башнями, на каждой из которых изображено 4 лица Будды, а некоторые ученые считают, что в них отражены черты лица короля, по приказу которого возводился этот храм.

После Байона мы поехали еще к одному храму, запутавшись в лабиринтах Ангкора и я даже до сих пор точно не знаю, как этот храм зовется. Но именно здесь были видны остатки того, как природа может стирать в порошок творения человеческих рук. Деревья, вросшие в каменные стены, ставшие с ними единым целым — это надо видеть своими глазами. Беспорядочно валяющиеся вокруг камни, вывороченные временем из зданий, толстый слой зеленого мха и наконец-то пробивающееся через тучи солнце.

В этот момент я поняла, почему некоторые люди берут экскурсии на 3 дня, а то и на неделю. Нет, это невозможно впитать так сразу — с наскока. Здесь надо посидеть, успокоиться, подумать. Но у нас так не получалось — мне надо было делать перевязку, потому что кровь уже проступала через бинт, а пот, который лился с нас ручьем не добавлял хорошести.

В каком-то кафе посреди комплекса, где хотя бы можно вымыть руки, наш врачебный консилиум осмотрел мою рану, которая не могла зажить под толстым слоем бинта и пластыря, а открывать ее, чтобы она подсыхала не представлялось возможным, ибо пыль, грязь, толпы людей... В общем, перебинтовали меня и приняли решение, что надо бы потихоньку двигаться в сторону гостиницы, потому что мы уже устали, а так же, чтобы поменьше пота и грязи на рану попадало, да и от духоты спастись хоть как-то.

Попросили тук-тукерщика останавливаться в наиболее интересных местах. Он остановился у еще одного храма. Из нашего квартета уже никто не хотел вылезать и смотреть, а я (когда я еще побываю в Ангкоре?) вылезала и шла к развалинам, чтобы поглазеть и снять пару кадров. Мне себя было очень жалко и я хромала, но сейчас я очень рада, что все-таки делала над собой усилие. Это того стоит!

Друзья и муж меня всячески поддерживали, они говорили мне: «Борщова-не-Борщова! Мы тебя такой еще не видели. Обычно ты в горах кладешь на все большой кукиш, всех гоняешь и пендюли раздаешь, а тут раскисла!» и за это спасибо вам, мои друганы, вы меня взбадривали, я не единожды порадовалась что вы поехали:)

Вечером нас ожидал необычный способ передвижения: слипинг-бас (его еще называют найт-бас). Это, по сути, обычный автобус, только с двумя рядами кресел: внизу и наверху. Кресла вытянутые и камбоджийцам, наверное, в них спать удобно — они тут все маленького роста. А вот нам было тяжковато. Особенно большому белому русскому — Илье Анатольевичу.

Но в любом случае такой автобус много лучше, чем обычный. Кое-как разместившись в нем, мы, сморенные, уснули. И хотя сон наш трудно было назвать глубоким, мы все-таки спали, даже не смотря на то, что мою ногу надо было держать как-то обособленно.

Просыпаясь от неимоверной качки каждые полчаса, я выглядывала в окно и каждый раз видела, что нас везут по раздолбаной гравийной дороге, усеянной ямами. «Возможно, если бы сие направление имело асфальтовое покрытие, длительность путешествия сократилась бы с 11 часов, до 5-6» - так думалось мне и я вновь проваливалась в дрему.

Индокитай. Часть 4. Пномпень - Сиануквиль. Быт камбоджийцев

Около 10 утра нас доставили в Пномпень - столицу Камбоджи, а через несколько часов был запланирован еще один переезд - к побережью Сиамского залива, так что времени на осмотр Пномпеня у нас не было. Мы успели пообедать на берегу притока Меконга, после чего еще 5 часов тряслись в камбоджийском автобусе, созерцая быт местного населения.
О нем немного подробнее. Камбоджа - страна бедная и это становится заметно сразу. Вдоль обочин тянутся жилища: на сваях (потому что часто затапливает и дом стоит в луже), без окон (это роскошь для богатых и климат позволяет), сколоченные из дерева, крытые жестью. Водопровод, конечно же, отсутствует, поэтому вода хранится в больших кувшинах у дома, даже представлять боюсь какого она в этой жаре качества. Мусор выкидывают часто прямо в лужи возле дома, здесь же живет домашняя живность. Есть строения и побогаче. Они весьма контрастно смотрятся рядом с соседними хибарами.
Асфальтированные дороги - только те, которые ведут к местам скопления туристов, потому что от туристов в последнее время доход велик. Во всех поселках дороги глиняные, грязные от периодических дождей.
Доллар - это большие деньги по камбоджийским меркам. Недавно читала статью о том, как один парень уронил 25 центов в колодец, полез доставать и задохнулся, за ним полез еще кто-то и его постигла та же участь. Итог: 7 погибших из-за 25 центов человек. Но надо отметить, что в туристических местах они наловчились: называют цену в 2, а то и 3 раза бОльшую, нежели та, за которую они готовы продавать товар. И это все равно будет в несколько раз дороже себестоимости. Это Азия - тут надо торговаться.
В Ангкоре к нам пристал мальчик лет пяти с магнитиками. Предлагал 5 штук за 100 бат (чуть больше 100 рублей). У нас магнитики уже были, мы ему сказали, что нам не надо, так он шел за нами и по русски уговаривал: "Давай шесть за сто." Мы никак не реагировали, он продолжал: "Давай семь за сто" и так дело дошло до двадцати за сто, но нам магнитики были не нужны, нам было надо на перевязку.
Вообще, дети здесь работают с малолетства. Сувенирчики продают, рыбу ловят, родителям помогают. Совсем маленькие дети всегда под присмотром и не важно, где это место присмотра находится. Например, рынок возле автобусной остановки. Пока мама жарит бананы на решетке, ребенок спит в грязном гамаке за спиной.
Это то, что я припоминаю, а видели мы значительно больше. На основе выше изложенного можно хотя бы примерно представить тамошнюю жизнь. Соседние Тай или Вьетнам поприличней, хотя говорят, несколько лет назад в Камбодже было все еще хуже, но бурно развивающийся туризм добавляет дохода.
В общем, к ночи мы добрались до Сиануквиля, заселились в гостиницу и пошли на берег: пробовать морских гадов, мочить ноги в море и отдыхать от почти суточного переезда. Во всех камбоджийских местах тусуют гекконы - это такие мелкие ящеры, которые сидят-сидят молча, а потом, как давай орать! В общем, веселые:) В честь них мы даже купили по майке:)
Следующий день был объявлен днем отдыха, но берег Сиамского залива совсем не был похож на фотографии НатальСтепанны, где песок белый, а море лазурное. Сизые тучи застили глаза, а на пляж накатывали мутные волны.
Мы порывались написать на песке "Sabai-sabai without Kolobok" для Наташи, но волны смывали нашу надпись быстрее, поэтому мы написали просто "Sabai" и угомонились:)
Мне с моей ногой купаться было нельзя, особенно в такой муляке, а Илья, Макс и Ира поплескались. Основным развлечением в этот день было то, что мы пробовали разную экзотику. Как выяснилось, кокосовое молоко никто из нас не пил, а после того, как мы его попробовали, никому больше и не захотелось:)
Вдоль пляжа носили всяких крабов, каких-то лангустов, кальмарчиков. На лангустов и крабов мы-таки соблазнились. Выводы: крабы не вкусные, лангусты с соком лайма - пальчики оближешь. Да, мы опасались того, что нас может вспучить от потребления столь разношерстных продуктов, но нет, обошлось:)
Помимо прочего, вдоль лежаков постоянно курсируют приставалы, чего-то пытаются продать. Задолбали бесконечно! Как только одному в четыре голоса скажешь: "Нет!", так тут же подруливает другой с таким же ассортиментом... Плюс еще местные женщины, предлагающие "фут массА", то бишь массаж ног, но вот именно в такой форме: "массА". Мы это слово запомнили и потом везде эксплуатировали, мол, пойдем на массА.
К вечеру мы с Максом и Ирой сходили на местный рынок, купили по дешевке несколько килограммов фруктов и поглазели наконец-то на печеных тараканов и сушеные лягушачьи лапы. Я бы, может, и соблазнилась на такое, если бы не обстановка: общественный рынок не внушал доверия к яствам:)
В общем, в Сиануквиле нам показалось достаточно скучно, потому что тупой пляжный отдых надоел к концу первых суток. Ну не такие мы лежебоки: нам движение подавай, поглазеть на что-нибудь!

Индокитай. Часть 5. Остров Ко Ронг Самлоем

Перед нашим отъездом, Наташа Колабкина настоятельно нам рекомендовала провести хотя бы одну ночь на острове неподалеку от Сиануквиля. Мы послушно внесли изменения в план поездки и правильно сделали! Потому что именно там было самое незабываемое море:)
До Ко Ронг Самлоем нас доставили на скоростном катере, который там ежедневно курсирует, как автобус. А вот дальше началось интересное.
Основное скопище бунгало на острове находится с "передней", так сказать, стороны - обращенной к материку, я же выбрала бунгало, расположенное на тыльной стороне острова, потому что, судя по отзывам, там намного тише, спокойней, а море чище. А еще там был весьма аутентичный пирс, годный для фотографирования. Но добраться до бунгало можно было только путем пересечения острова в узкой части через джунгли.
Прибыв на Ко Ронг Самлоем, мы отыскали нужную тропинку и увидели стоящую на ней собаку. Надо сказать, что Макс собак недолюбливает, а я крикнула псу: "Ну-ка, проводи нас к бунгало, дружище!" и Дружище рванул в чащу:) Он и впрямь довел нас до самого бунгало, распугивая по дороге какую-то жутко орущую живность:)
Так мы обрели товарища по гулькам на 2 дня, потому что пес не покидал нас, и даже Макс признал в нем хорошего Дружищу:) Дружище спал у нас на пороге, провожал меня в темноте к домику, охранял Макса, когда тот дремал в гамаке и даже пытался участвовать в свадебной фотосессии:) Судя по миске, стоявшей у ресепшена, Дружище кормился именно здесь.
Итак, Ко Ронг Самлоем. Такого красивого моря я еще нигде не видела. Не хочу его даже описывать какими-то эпитетами - без толку. А какие там ракушки! Прямо произведение итальянских мастеров по изготовлению керамики)) Удивительная геометрия в узорах.
Я купила непромокаемый пластырь, хотя друзья меня уговаривали купаться без него, мол, морская вода вылечит быстрее, а я почему-то опасалась. До тех пор, пока не выяснилось, что мой непромокаемый пластырь промок насквозь:) После чего стало понятно, что это знак и, действительно, море вылечит быстрее. Поэтому Илья меня заносил и выносил через мулячные волны в чистую воду. На руках носил меня муж, в общем, как положено:)
Жить в бунгало, надо сказать, нам не очень понравилось. Потому что жарко очень, спать тяжело, мыши там живут и на этих мышей охотятся змеи. Про мышей мы знали - это проблема всего острова, а вот про змей не догадывались.
Лежим мы, значит, в гамаках на улице и вдруг слышим, как в бунгало истошно начала верещать мыша. Я пошла проверить, чего это она так прям нагло орет, захожу и смотрю, как ее змея душит. Вызвали мы администратора и он эту ползучую штуку палкой в джунгли прогнал) Хорошо, что у нас никто змей не боится, все с любопытством наблюдали за происходящим) Короче, медовый месяц не как у всех, вот что:)
Зато лежать в гамаке под тарахтелкой из ракушек, купаться в чистейшей воде, валять дурака с друзьями  - это нам очень понравилось. Здесь у нас получился первый полноценный отдых, который мы могли себе позволить и мы от него опять устали:)
На острове у нас была запланирована веддинг-фотосессия, о которой я расскажу отдельно. Мы ее успешно реализовали, не смотря ни на что:) А еще в общей зоне отдыха мужики обнаружили карту мира, где можно было отметить откуда ты приехал. Выяснилось, что ни из Москвы, ни из Краснодара сюда еще никто не приезжал, поэтому Макс это дело исправил. Жалко, что Майкоп не отметил:)
Ознакомиться с фотографиями можно в альбоме:)

Индокитай. Часть 6. Wedding-фотосессия :)

Как я уже говорила, на острове у нас была запланирована свадебная фотосессия. Именно туда и было притащено мое, свернутое в рулончик, платье - через кучу аэропортов, границ, на слип-басе, скоростном катере и пешком по джунглям:) Именно для этого было выбрано бунгало на тыльной стороне, потому что там есть аутентичненький пирс)
Поехавшие вместе с нами Макс и Ира сыграли в этом действе важную роль, не только потому что мы сэкономили на фотографе, но и потому что нам было очень весело вчетвером валять дурака, а это важно, ибо никто никого не стеснялся и не было зажимов. А сейчас я уже понимаю, что это был наш, по сути, единственный шанс на фотосессию и, если бы не Ира с Максом, мы бы его не реализовали, потому что ни один местный фотограф не поперся бы с нами на остров, тем более пешком через джунгли. А единственный выпавший нам солнечный день на побережье был именно на Ко Ронг Самлоем, Сиануквиль сидел в плотных тучах. А кто шнуровал бы на мне платье? В общем, всё для нас:) Еще раз спасибо, други:)
С вечера мы решили провести тестовую фотосессию на случай, если завтра вдруг дождь, да и вообще, попробовать. Сначала мы бездумно ползали по берегу и не знали, что делать, потом Макс принялся нас гонять: побегайте, попрыгайте, дайте я сфотографирую на фоне вас свои волосатые ноги:) Я тоже взяла в руки фотоаппарат, приговаривая Илье: "Дай мне секс, дай мне страсть:)". Вот такая вот страсть вышла =.> фото:) И зайцы наши поучаствовали.
На следующий день выяснилось, что я чем-то отравилась, причем, если учитывать, что я там практически ничего не ела, даже не знаю, как такое вышло. Наше свадебное приключение, полное антимимимишности, продолжалось:) Но на улице был чудесный свет, а цвет моря вынул меня из коматоза. Час по жаре и солнцепеку я отбегала и отпрыгала честно, а потом лежала пластом все оставшееся время и даже купаться не могла. Сразу после фотосета, шествуя к бунгало в этом огромном платье, я дышала и ощущала себя так, как будто только что к Everest base camp сходила. Хотя смотрю сейчас на фото и даже не заметно, что я полумертвая:) Все-таки, это было весело. И снова куча фотографий фотографа получилась:)

Индокитай. Часть 7. Сиануквиль - Пномпень - Хошимин (Сайгон)

На утро мы заказали лодку - обычную рыбацкую, чтобы нас отвезли в порт, куда заплывает скоростной катер. Илья побоялся, что через джунгли в моем состоянии я могу не дойти и решил перестраховаться. Работники комплекса бунгало, увидев, что надвигается шторм, сказали, что лодка может и не прибыть, но она прибыла и мы, чуть ли не по пояс в воде, стали в нее грузиться, а потом перемещаться вдоль берега, качаясь на волнах.
Качало нас прилично, периодически даже вода внутрь залетала, но рыбаки знали, что делали и где-то минут через 40 нас уже выгружали на пирс в небольшой бухте, где мы и провели около часа в ожидании катера, созерцая жизнь местного населения. Взрослые заняты на обслуживании туристов, ну и рыбачат в море, конечно. А дети, соорудив из лески и банки лимонада орудие для ловли рыбы, забрасывают это орудие прямо с пирса и, надо сказать, вытаскивают достаточно большие экземпляры невиданных нами рыб.
Пномпень
Катер, забрав нас, помчался на следующую станцию: главный остров - Ко Ронг. Где и происходит все масштабное тусово. Вообще, у меня сложилось мнение, что Сиануквиль становится таким же пристанищем хиппи и растаманов, как Бангкок. Но последний уже давно хорошо раскручен, а вот Камбоджа еще тянется. И Ко Ронг - это как раз место для таких чуваков. Хорошо, что мы поехали на Ко Ронг Самлоем и отдыхали там в тишине практически в одиночестве.
Вернувшись в Сиануквиль, наш квартет погрузился в заранее забронированный автобус до Пномпеня, подумывая отчалить оттуда сразу в Хошимин, но приехав уже в темноте, грязные и уставшие, мы осознали, что Хошимин откладывается на завтра.
Пномпень производит впечатление большой дыры. Ну то есть, мы даже побоялись вечером пойти куда-то ужинать по нашей улице, хотя она находилась в центре. Да и в целом, проезжая по городу туда-сюда на автобусах, мы не знали на чем остановить взгляд. Все как-то неприметно, серо: удивиться особо нечему, заинтересоваться особо тоже нечем. Поэтому утром наша компания уже грузилась в автобус до Хошимина (он же Сайгон).
Через знаменитый Меконг весь наш бас переправлялся на пароме, что добавило еще один способ перемещения в наш список необычных способов в этой поездке) Пока мы плыли на пароме, к окнам автобуса подходили местные продавцы и чего-то втирали:) Например, печеных воробышков или очередных тараканов. И некоторые пассажиры это дело покупали, а потом хрустели:)
Камбоджийский пейзаж
В целом, от Камбоджи у меня осталось двойственное  впечатление. С одной стороны: грязь, убогость, нищета, разрезанная нога, отравление. С другой стороны: безумно красивый Ангкор, невероятное море, новые гастрономические изыскания:) Не знаю, готова ли я порекомендовать Камбоджу для посещения. Смотря зачем сюда ехать. Но такого моря я точно нигде не видела!
Около полудня нас доставили на камбоджийско-вьетнамскую границу. И мы приготовились к очередному трешу. Но мы тогда еще не знали, что Вьетнам нас удивит:) Автобус вновь сопровождал специальный мужик, чтобы максимально быстро организовать переход всех пассажиров рейса на ту сторону. Он собрал у нас всех паспорта, отнес куда-то и вернул уже с проставленными выездными штампиками. Нам всем надо было лично пройти к будке пограничного офицера и опять отдактилоскопировать пальчики.
Хошимин (Сайгон)
Затем мужик снова отобрал у всех паспорта, привел в здание уже к вьетнамским пограничникам, там сдал всю эту кучу паспортов офицеру и тот, не глядя, стал брать паспорта, штамповать и отдавать нашему сопровождающему, а он выкрикивал имя, написанное в документе. Названный выходил из толпы, забирал свой паспорт и шел на выход. Меня назвали самой последней и, как потом выяснилось, всех моих друзей заставили сдавать сумки на досмотр, а меня уже побыстрей выпроваживали на автобус и смотреть мой багаж не стали:) Вот че хочешь, то и провози! :)
Чистота вьетнамских поселков резко бросилась в глаза. Все вдоль обочин выметено и даже вымыто. Да и вообще, у меня сложилось впечатление, что мы ехали по какому-то нескончаемому населенному пункту. Рисовые поля, тянущиеся в Камбодже, здесь виднелись крайне редко. Из-за чего у нас приключился, так называемый, разрыв шаблона: мы-то считали Вьетнам одной огромной рисовой плантацией! Дома же в этих населенных пунктах выглядели достаточно прилично: большинство из кирпича, оштукатурены, в общем, побогаче, чем в соседней стране.
К вечеру мы прибыли в Сайгон и опять подивились. Первое, на что обратили внимание - это обилие мотоциклистов, для них даже отдельные полосы выделены, как у нас для общественного транспорта: справа целая полоса и автомобили с автобусами туда ни-ни. Ну, к мопедистам мы были готовы, чай смотрели Топ Гир во Вьетнаме:) А вот то, что Хошимин - это приличный такой мегаполис с красивыми небоскребами - заставило нас одобрительно покачать головами.
Из окна гостиницы как раз виднелась главная небоскребная гордость Сайгона: башня Bitexco с оттопыренной вертолетной площадкой. А на девятом этаже гостиницы, как раз на крыше, располагался ресторан с бассейном, куда мы и направились, устав от почти суточных перемещений.
Небольшой альбом, иллюстрирующий наши передвижения, прилагается:)

Индокитай. Часть 8. Хошимин-сити (Сайгон)

Ранним утром вся наша банда отправилась на ж/д вокзал - бронировать себе билеты на ночной поезд до Нячанга, т.к. мы посчитали, что это вполне удобный способ переместиться по Вьетнаму лежа, ночью, да еще и за гостиницу не платить:) Все работницы билетных касс вокзала говорят по-английски и мне подумалось: а у нас? Чьи-нибудь забугорные товарищи силились купить билет в Красноярске или Ростове-на-Дону, разговаривая по-английски?
Билеты нам продали, но до вечера предстояло где-то шататься и Анатольевич провозгласил: "Музей!". Ни меня, ни Макса, ни Иру музеи совсем не интересуют, поэтому мы отправили Илью одного, а сами пошли гулять по деловому центру, взирая на небоскребы. Каково же было наше удивление, когда через 20 минут мы натолкнулись на моего мужа, которого не пустили в музей по причине выходного дня и он пошел на договоренное заранее место встречи:)
Тогда мы решили прокатиться на лодке по реке и отправились на речной вокзальчик, по пути подивившись местным мусоркам в виде пингвинов:) Река была жуткого коричневого цвета и по ней плыли зеленые острова какой-то растительности. В общем, стало ясно, что целый час на лодке наше сознание не выдержит и пришлось нам прибегнуть к запасному варианту.
В Сайгоне расположен крупный развлекательный комплекс, с кучей аттракционов и необходимой атрибутики. Туда наша компания и направила свои стопы. Хорошо, что мы купили недорогой билетик (в стоимость которого не входило бесплатное посещение любого аттракциона), потому что, когда мы вошли внутрь, выяснилось, что сегодня понедельник и ничего практически не работает.
Зато лично мне было очень интересно походить и поглазеть. Парк большой, стилизованный под всякие азиатские заморочки, типа хотеев и жаб с монетами во рту:) А мы, четыре белых человека, смотрелись там, как 4 белые вороны:) Потому что, видимо, в Сайгоне туристы - это редкость. Ко мне подошла местная девушка и попросила с ней сфотографироваться, остальные же просто пырились во все глаза, но подойти стеснялись:)
Кстати, подобное происшествие со мной случается уже в третий раз. Дважды в Непале ко мне подходили индусы и просили с ними сфотографироваться, при том, что у меня темные волосы и немного азиатская внешность. Т.е. я понимаю, если бы я была голубоглазой блондинкой - это у них невидаль. В общем, эти индусские поползновения остались тогда для меня загадкой, а Ира предположила, что я, возможно, похожа на какую-нибудь актрису их боливуда, т.к. там часто снимаются европеоиды.
Прогуливаясь по парку, мы набрели на бассейн с рыбками гарра руфа - это те, которые объедают с вас всякую омертвевшую кожу (как ужасно звучит-то!) и массаж параллельно делают. Мы с Ирой не смогли пройти мимо, тем более, что удовольствие стоило всего 40 рублей (в России это в 10 раз дороже). В общем, первые минут 5 мне было нестерпимо щекотно и я постоянно порывалась вытащить ноги из воды, потому что хохотала до неприличия громко. Потом ноги привыкают и становится приятно, кроме моментов, когда рыбы между пальцев пролезть пытаются - тогда опять жутко щекотно.
Мы пытались пихать им туда и руки, но рыбы шарахались. Мужики наши отказались от этой процедуры и просто стояли за забором, созерцая наш балдеж и периодически нервируясь от зависти на тему: "Ну скоро вы там уже?"
Одной занимательной особенностью этого парка (и, как я потом выяснила, всего Вьетнама) было то, как они определяют стоимость билетов. У них почему-то нет такого понятия, как у нас: детский и взрослый. Перед каждым аттракционом стоит мерная линейка, на которой есть отсечка: 1,3 метра. Все, кто ниже - тот по более низкой цене, кто выше - плати, как за взрослого!
В общем, день подходил к концу, а на еще одной местной достопримечательность - рынке Биньтань - мы до сих пор не побывали. Поэтому поспешили исправить эту оплошность. Вы представляете, что такое вьетнамский рынок? Наверное, некоторые представляют. Так вот, для тех, кто, как и мы, был лишен радости знакомства с подобным местом, рассказываю.
Рынок Биньтань  - это крытый павильон, где расположен миллион маленьких ларечков с узким проходом между ними. В этих ларечках есть все, что душе угодно. Одежда, обувь,  посуда, еда, бижутерия, сувениры. И когда ты идешь по ряду, каждый продавец считает своим долгом схватить тебя за руку (или сунуть в нос вещь) и спросить: "Чего вы ищете, мисс/мистер?"
Лично я искала какую-нибудь национальную шмотку, но не прям исконно национальную, а так - стилизованную. И я ее отыскала. Затем начались торги. В конечном итоге я это платьице купила по цене в 3 раза ниже изначально озвученной. После чего мне стало понятно, что любую вещь надо торговать до 1/3 стоимости. Чего мне с успехом и удалось в дальнейших торгах при покупке вещей в других вьетнамских городах.
Анатольевич в этих походах по рынку не участвовал, т.к. имеет представление о вьетнамских рынках. А с Максом мы банда, так как торгуемся на пару и у нас выходит настолько слаженно, что покупки получается выгодными:)
Темнело, нам пора было грузиться в поезд. Памятуя об общественном транспорте в Камбодже, я уже морально готовилась к поездке во вьетнамском вагоне. Каково же было мое удивление, когда вагон оказался опрятным, с цветами у окна, телевизором, подсветкой, кондиционером и еще халявными напитками! Все познается в сравнении. Наше купе показалось мне шикарным после слип-баса))
В общем, погрузившись в вагон и немного потрепавшись, все уснули мертвым сном и проснулись только утром от голоса Ильи Анатольевича, провозгласившего подъем. Впереди у нас было 3 дня отдыха на океяне:)

Индокитай. Часть 9. Нячанг

Ранним утром, когда солнце еще не показалось из-за макушек гор, наш поезд прибыл в Нячанг (хотя по-аглицки везде пишется Нха Транг). Когда мы ехали на такси в сторону гостиницы и периодически наблюдали вокруг надписи на русском языке, мы еще не понимали весь масштаб катастрофы.
Оказывается, Нячанг для сибиряков, это как Анталия или Шарм-эль-Шейх для европейской части России. Сюда летают чартеры. Здесь практически все по-русски. Меню в кафе, вывески, услуги. Весь персонал в кафе и гостиницах понимает русский язык. И русские считают, что так и должно быть. А когда попадают в какое-нибудь место, где не понимают отечественный, они начинают орать нужное слово громче, словно так лучше дойдет. Так, в аэропорту одна дамочка кричала официанту за стойкой: "Чай! Ну чай же!" а он смотрел на нее и не втыкал...
В общем, зайдя в кафе, мы обнаружили криво-косо переведенное на русский язык меню, хотя по привычке продолжали читать его по-английски и заказывать так же, что вызывало недоумение у официантов и смех у сидящих рядом русских:)
В номера нам селиться было еще рано, поэтому все вещи, кроме купальников, были оставлены  на ресепшене. Нас ждал Тихий океан - так обозначал его на своей карте яндекс, хотя, когда я потом взялась разбираться чего же все-таки омывает Вьетнам, выяснились, что это Южно-Китайское море, которое является внутренним морем полузакрытого типа, принадлежащим Тихому океану. В общем, для удобства, океанические примыкания к берегу поделили на названия, а по сути - это почти океан) Так мы и порешили:)
Большие волны, выбегающие на берег, манили, хотя получить такой штукой по телу - не шибко приятно. Так что тут надо вырабатывать стратегию: пропустить пару-тройку ну очень больших волн, а потом быстро-быстро бежать в воду, чтобы оказаться по шею в тот момент, когда начнет образовываться следующая большая волна - тогда на ней можно качаться)
Справа по курсу наша команда различила канатную дорогу, проложенную над морем. О ней мы знали заранее и собирались прокатиться. Задумано - сделано. В гостиницу нам все еще было рано, поэтому мы подошли к таксисту и впали в ступор: "А как по-английски будет "канатная дорога"? Макс, сообразивший первым, где мы находимся, подошел к таксисту и по-нашенски так и сказал: "канатная дорога", на что тот обрадованно закивал и повез нас куда нужно. Мимо кучи русских магазинов с надписями "мы оденем даже Карелина", мимо Парка Горького, мимо всего этого безобразия...
Морская канатная дорога в Нячанге считается самой длинной в мире и протяженность ее составляет 3,3 км. Ведет она в парк развлечений Винперл, где расположена куча аттракционов, а так же океанариум, аквапарк, дельфинарий и прочие интересности.
Для начала мы опробовали все карусели, затем зашли в океанариум и попали прямо на кормление рыб. Забавное зрелище, особенно, когда водолаз пытается запихнуть рыбу в рот одному скату, а второй обволакивает человека сзади, требуя угощение и себе:) Мне еще посчастливилось поплавать с дельфинчиком. Ну что я могу сказать? Непальские слоны произвели на меня гораздо более неизгладимое впечатление:)

Когда мужикам уже все надоело, для нас с Ирой празднество было еще в самом разгаре, поэтому бросив Илью и Макса в кафе, мы отправились кататься на санях по длинной извилистой трассе. Управлять санями надо самостоятельно, разгоняясь и тормозя, как душе угодно, но мы сильно не лихачили. Чего не скажешь о других наших соотечественниках, которые, видимо, внемля словам Гоголя, очень любят быструю езду!
К вечеру мы наконец-то заселились в гостиницу и тут выяснилось, что Макс немного приболел. Поэтому, выдав ему пачку необходимых таблетосов, мы с Ильей пошли на море купаться вдвоем. А оно как раз к вечеру дюже разбушевалось и волны были метра по 2, не меньше.
Тут уж пришлось свою стратегию реализовывать еще быстрее, потому что случайно сбившая меня с ног волна, такой сумбур внесла в мой мозг, что больше не хотелось... Илье тоже досталось: его припечатало об дно. Хотя, конечно, купаться было совершенно не страшно. У нас на Черном море такими волнами убивает и в море утягивает, а здесь, какая-то лайт-версия, уж не знаю почему.
А еще мы выяснили, что вьетнамцы, равно как и многие другие азиаты, плавать не умеют. Потому что у них нет культуры плавания издавна. Родители сами плавать не умеют и, чтобы дети не лезли в воду - запугивают их, мол, утонешь или водяные демоны унесут. И так из поколения в поколение. Вот так и плещутся на мелководье, по колено в воде, и глядят, как мы купаемся.
На следующий день мы шарахались по Нячангу, следуя выданной карте достопримечательностей. Это были какие-то пагоды, все до единой оказавшиеся под замком. Т.е. войти туда было нельзя. Поэтому океян снова принял нас в свои объятия. Зато следующий день оказался полон приключений. О поездке на Южные острова я расскажу отдельно, а вот про башни По Нагар - сейчас.
Эти башни расположены в самом Нячанге и, не смотря на то, что Вьетнам - страна коммунистическая, религия здесь не искореняется. Башни По Нагар еще называют чамскими, так как они были возведены здесь в промежутке между VII и XII веками во время правления империи Чампа. Расположено это сооружение на небольшом возвышении, откуда открывается панорама Нячанга.
Сами башни сложены из тысячи маленьких кирпичей  и смотрятся контрастно по сравнению с синим небом. Это место является одновременно и туристическим и культовым, т.к. обычные местные жители приходят в башни помолиться или совершить культовый обряд. Таким посетителям, как мы, выдают бесплатно что-то наподобие халата, чтобы мы могли прикрыть колени и плечи, дабы не осквернять священное место.
Еще мы с Ирой сходили в галерею, где изготавливается и продается изделие местных мастериц: двусторонняя вышивка шелковыми нитями. Женщины прям там в этой галерее и работают: сидят по 3-4 человека над одной работой и вышивают. Картины получаются красивые и продаются жутко за дорого. Говорят, что от такой работы девушки быстро слепнут. А смысла в таком творчестве (именно в качестве картин) я не увидела. Зачем напрягаться и делать двустороннюю вышивку, если видна только 1 ее сторона? Другое дело - вышитые ширмы!
В общем, пожалуй это и все, что я могу сказать о Нячанге. Вряд ли бы я стала вносить его еще раз в список мест, достойных посещения. Потому что, "Okroshka" - это хорошо, но как-то не во Вьетнаме. Да и пьяные русские в России поднадоели, за рубежом хочется чего-то другого.
Больше фото в альбоме:)

Индокитай. Часть 10. Нячанг. Южные острова

Южные острова Нячанга - это совсем не то же самое, что острова возле Сиануквиля. Т.е. райским уголком их не назовешь, но когда в наличии есть один свободный день - туда вполне можно отправится и испробовать на себе чего-нибудь новенькое.
Самостоятельно добираться до островов выйдет намного дороже, нежели взять экскурсию в любом русскоговорящем агентстве города. Нам, если я не ошибаюсь, индивидуальный тур на 4 человек обошелся в 32 бакса на персоналию. В эту сумму были включены и перемещения на катере по всем четырем островам, и обед, и сноркелинг, и отдых на одном из островов, и поход в океанариум. Ну и гид нашу команду русскоговорящий сопровождал.
Первым делом нас привезли в порт, усадили в катер и повезли под канатной дорогой в сторону острова Хон Миеу, где расположен океанариум в виде старинного обветшалого корабля.  Конечно же он уступает в размерах огромному винперловскому, зато здесь можно покормить здоровенных черепах травой из рук. Черепахи мне понравились, они откликаются на звук колокола и приплывают к берегу - кушать. Их можно даже погладить ради собственного удовольствия, а черепахам на это дело пофигу:)
Дальше мы прошлись по самому океанариуму, где даже разрешается пощупать некоторых обитателей, например, морских звезд:) Кстати, как мы выяснили, не все турагентства возят на этот остров туристов, так что если вдруг вы соберетесь - уточняйте.
Следующим пунктом был остров Хон Мун, где любители подводного мира могут погрузиться с маской или аквалангом и ознакомится со здешним подводным миром. Данный остров, так сказать, под это и заточен. Он знаменит чистой водой и коралловым рифом. Нырять удобней всего с понтона, который расположен в 50 метрах от берега и вы попадаете прямо сразу в воду над рифом.
Занятие достаточно интересное. Особенно, когда есть камера для подводной съемки, а друзья любят подурачиться) Я была бы не я, если бы со мной что-нибудь не приключилось) Поэтому я быстренько ободрала себе коленку об риф (достаточно неприятно) и старалась держаться от особо выпирающих пупырей подальше, хотя волнами все равно потихоньку оттаскивает к берегу и надо следить.
Илья обнаружил неподалеку медузу и стал истово меня звать, мол, иди сюда, я тебе что-то покажу! Плыву я такая с камерой, смотрю в глазок на то, что снимаю и тут вдруг откуда не возьмись эта медуза на меня! Огромная с длинными щупальцами, сразу видно - попадаться ей не следует! В общем, хоть медуза меня не покусала и то ладно. А гид нам потом сказал, что такие зверюги здесь редки, т.к. обитают они, в основном, у берегов Австралии, а сюда их иногда заносит течением.
Дальше нам предстоял осмотр плавучих рыбацких поселков. Люди в них живут прямо на воде, рыбачат, торгуют, ведут хозяйство. В больших сетках разводят какую-то конкретную живность: рыб или моллюсков, а затем продают или подают на стол туристам. Перемещаются они на больших тазиках, причем иногда даже диву даешься: ну как не переворачиваются??
В план нашей экскурсии входил так же отдых на острове Хон Там. Для обычных туристов это преподносится, как отдых в райском месте, с лазурным морем, в тишине и покое, но наш гид понял, что мы более искушенные в этом плане товарищи, поэтому так и сказал: "Зато там хороший бассейн!" С этим мы согласились и купались, в основном, в бассейне, потому что в море стояла муляка и что-то кусалось.
Мы с Ирой захотели мороженого, подошли к барной стойке и попросили ice cream, так две пьяные русские туристки от смеха чуть со стульев не упали. Вот такой Нячанг. У бассейна все время происходят какие-то танцы: местные парни и девушки отплясывают на потребу отдыхающим - это даже считается фишкой Хон Тама.
Завершающим этапом экскурсии был обед на острове Хон Тре - там же, где и расположен Винперл, но немного поодаль - размеры острова позволяют. Гид нам рассказал много чего интересного про вьетнамцев. Например то, что они очень любят покушать (ну это мы заметили!), причем на столе всегда должно быть много всего разного, а едят они из маленькой посуды.
Самым популярным соусом во всей стране является рыбный соус. Его готовят путем оставления рыбы тухнуть на солнце под прессом, после чего в него добавляют какую-то ерунду для уничтожения бактерий и подают к столу. Это в промышленном производстве. Можете себе представить, как его готовят в домашних условиях? После этого рассказа рыбный соус мы как-то невзлюбили:)
Устриц они тут тоже едят, но в отличии, от способа употребления устерсов в Нормандии, здесь их варят, так как растут они в теплой воде и должны подвергаться термической обработке. Ну что я могу сказать? Сырые устрицы прикольней.
Нам подавали много еще чего разного. Рыбу, креветок, жуткую зелень и еще какие-то блюда. Но надо отметить, что одним из самых вкусных блюд во Вьетнаме является рис. Хотя, может, нам так надоела азиатская еда, что обычный вареный рис казался нам чудесным яством:) Но я до сих пор вспоминаю рис с удовольствием, он был хорош.
Вся эта наша экскурсия заняла примерно полдня. Острова расположены близко и не надо ехать до ближайшего минут 40, как в Сиануквиле. Возможно, поэтому они такие и засиженные:)

Индокитай. Часть 11. Нячанг - Ханой

Из Нячанга у нас был запланирован перелет через 3/4 территории Вьетнама в его столицу - Ханой. Но вылет был на 17:00, а целый день что-то делать надо было. Илья с вечера вычитал, что по пути к аэропорту находится какой-то тихий пляж, где практически нет туристов. Туда мы и направились.
И впрямь, туристов там не было, зато были кучи вьетнамцев и никто не понимал даже по английски. Ну да чего нам? Мы же купаться приехали. Тамошний берег мы запомнили, как длиииное мелководье. Наверное, поэтому там было так много местных, ибо, как я уже говорила: плавать они не умеют. Волны, такие буйные в Нячанге, здесь из-за небольшой глубины разбивались и катились стройными рядами, не причиняя увечий.

На пляже нам опять стало скучно. Поэтому мы с Ирой пошли собирать ракушки, а насобирав их целую кучу, решили все это дело перемыть, чтобы песка меньше было. Подальше от коротких волн мы вырыли две большие ямы, а когда туда добежала большая волна, ямы наполнились, песок осел и получилось гидроочистительное сооружение, где можно было спокойно перемыть ракушки:)
Вечером вся наша банда погрузилась в самолет и через 2 часа выбралась в Ханое, и, воспользовавшись трансфером из аэропорта, не чуя никакого подвоха, добралась до гостиницы. Как я уже писала однажды: "Ханой - это АААА!!!". В пятницу вечером всё местное население сидело прямо на обочинах дорог и бесконечно ело жутко вонючую еду. Девочки были наряжены в лучшие платья и туфли на шпильке, мужчины тоже приоделись. В любом закоулке или подворотне что-то пеклось, варилось, жарилось и тут же подавалось на пластиковые столы, высота которых не превышала 40 см от земли. Соответственно, все эти пестрые люди сидели на малюсеньких пластиковых табуретках вокруг столиков и ели, ели, ели, успевая еще и галдеть.
Мы лавировали и просачивались через все это великолепие. По тротуару пройти было ну совершенно невозможно, т.к. там, где не ели люди - были припаркованы бесконечные мопеды. А те, которые не были припаркованы, оседланные своими водителями шныряли по улицам туда-сюда, громко беспрестанно бибикая. Вся эта какофония звуков, запахов и движений оседала на наш воспаленный мозг и мне даже на секунду показалось, что "вот это" похлеще, чем в Катманду.
Нам же очень хотелось кушать, но, конечно же, не таким вот образом. Поэтому, уточнив на ресепшене ареал распространения туристических кафе, двинулись туда. О, мы получили знатную долю бодрости! С трудом отыскав среди накуренных баров с громкой музыкой более-менее приличное спокойное кафе, мы упали и немного расслабились. А пока поели и отдохнули, Ханой стал постепенно засыпать, так что по дороге обратно, наша компания уже не так нервничала:)

Индокитай. Часть 12. Ханой. Образ жизни

Ханой стал нашим пристанищем на несколько дней и мы наблюдали за его жизнью со стороны, не углубляясь, но и не оставляя ее незамеченной. О некоторых наблюдениях по порядку.
Мопеды. Это то, о чем хочется сказать в первую очередь. Во Вьетнаме живет более 90 миллионов человек и такое впечатление, что все они ездят на мопедах. И все почему-то вокруг нас:) Это я утрирую, конечно, но основное средство передвижения в Ханое - это всяческого рода мопеды и мотоциклы.
Перейти улицу в городе - это целое дело. Потому что даже если для пешеходов загорается зеленый, то мопедистам красный почему-то не загорается или они на него не смотрят и несутся всей кучей вперед. Но, конечно же, двухколесные братья научились как-то сосуществовать с двуногими в этом вечно движущемся городе и, как нитки переплетающиеся в ткани, переплетаются между собой в плоскости дороги пешеходы и мопедисты. Без аварий и травм. Там и скоростей-то больших нет.
Мы, наученные Катманду, просто шли через дорогу, где нам надо, а остальные нас объезжали. Но многие туристы впадают в ступор от такого хаоса. Одна вьетнамка нам рассказывала, что некоторые приезжие европеоиды могут стоять по 10-15 минут, ожидая разрыв в потоке, чтобы перебежать, а потом к ним приходит осознание:)
Такое повальное увлечение мотоциклами повлекло за собой и специфичную моду. Для особо гламурных дам продаются розовенькие веспы и шлемы с хеллоу Китти:) Более брутальные мужчины выбирают картинки посерьезней. Если даже не обращать внимание на моду, то все равно очень забавно наблюдать, как офисный планктон, в строгих костюмах или приличных платьях, едет на ланч в салатовом шлеме на голубеньком мопеде))
Из-за этого транспорта практически невозможно нормально перемещаться по тротуарам. Тротуар для пешеходов? Не смешите! Это парковка)
Национальная еда. Про рыбный соус я уже рассказывала, повторяться не буду. Расскажу про то, чего видела, но так и не попробовала, ибо тошнило уже от одной мысли об азиатской еде. Морепродукты тут у них в почете. Куча каких-то моллюсков варится вечером в больших чанах на улице и подается в плошках к пластиковым столам, о которых я вела речь в 11 части этого рассказа. Люди потребляют то, что находится в раковинах, а сами раковины бросают прямо на пол, под ноги. И к концу трапезы возле одного стола может скопиться приличная такая куча всякого мусора.
Рис и лапша поедаются в Ханое в неимоверных количествах, причем особой популярностью пользуется белая лапша, могу предположить, что как раз-таки рисовая. Зелень на столе в обязательном порядке присутствует, а в супе будут непременно плавать проросшие ростки сои. Все это, конечно же, сдабривается порцией неизведанных специй, которые воняют пахнут на всю улицу:)
Помимо привычных нам вещей, вьетнамцы с большим удовольствием едят печеных воробьев, каких-то личинок и даже жаб - жирррненьких таких, продают авоськами.
Как мы поняли, готовить и кушать дома у вьетнамцев не принято. Чем это обусловлено мы не знаем. Может быть, какие-то древние обычаи, а может быть, домашние условия не позволяют и проще пойти на улицу и за копейки поесть возле любой обочины. Спрос ли породил предложение или наоборот - неизвестно.
Национальная одежда. Национальная одежда во Вьетнаме вообще-то есть, но она больше, как карнавальная или для торжественных случаев. В Непале все поголовно ходят в сулварах или сари, даже на официальных должностях в гос.учреждениях. Здесь же - обычные шмотки.
Но все-таки, вьетнамские конические шляпы из пальмовых листьев, которые здесь называют "нон", не ушли в небытие. А все так же популярны, как и пару сотен лет назад, особенно среди трудового населения. Эта шляпа от жары укрывает не только голову, но и плечи, а также проста в изготовлении. Для туристов местные умельцы даже расшивают эти головные уборы какими-нибудь узорами - любой каприз за ваши деньги.
Практически на всех картинах обыгрывается тема вьетнамской девушки в национальном наряде и в шляпе нон. По факту такие шляпы девушки здесь носят, но эти девушки не похожи на тех, с картин. Они таскают на себе большие тяжести при помощи своеобразного коромысла, только у нас его носят на двух плечах, а у них - на одном. Иной раз мы диву давались: идет такая хрупкая женщина, в два раза ниже и тоньше меня, на плече тащит килограмм двадцать бананов... На фото сами увидите.
Флаги. Красный флаг со звездой - жутко популярная в Ханое (да и везде в стране) вещь. У меня сложилось впечатление, что это добровольное решение каждого жителя и они вполне честно любят свой национальны флаг: вывешивают его на двери, балконы, рисуют на шлемах или футболках.
Дома. Я уже неоднократно замечала в Азии такую архитектуру, но во Вьетнаме она какая-то прям из ряда вон. В Европе в свое время существовал налог на фасад, поэтому дома строились узкими, здесь же налогом облагается площадь, на которой возведен фундамент, поэтому практически любой дом крайне не широкий, иногда размером с одно окно, зато высокий и глубокий.
Даже забавно: если у дома нет еще соседей справа и слева, то стоит себе в поле такая сосиска... Мы их так и прозвали: дома-сосиски. Я еще попервой удивлялась: чего это у них оштукатурен только фасад, а сбоку даже окон нет. А потом Илья открыл мне глаза: а что, если рядом еще один такой дом пристроят? Куда тогда эти окна? И я такие видела. Дома в этом случае строят не совсем впритык, стена к стене, а с зазором в 50 см - окна смотрят на соседнюю серую стену.
Как выяснилось позже, в нынешнем Вьетнаме главный кормилец - дорога. Поэтому я так удивлялась в самом начале, попав в эту страну, что еду по нескончаемому населенному пункту. А оно - вот что. На первом этаже дома располагается гостиная и большие ворота в эту гостиную. Днем она является местом работы (кафе, парикмахерская, мастерская, магазин, да что угодно), а ночью - обычным жилым помещением.
Нам удалось пожить в таких домах, потому что их выкупили под гостиницы. Лично мне сложно представить, как там можно жить без лифта. Не потому что физических сил не хватает (хотя у пожилых людей во вьетнамской семье может и не хватить), а потому что лестницы крайне "резкие": малюсенькие ступени, узкий проём, вертикальный подъем.
Провода. Конечно же, такое скопление проводов для нас с Ильей уже не было новостью, а Ира с Максом первое врем опупевали. В Ханое не принято обрезать старый провод, если он испортился. Местные просто вешают новый провод поверх старого и все дела. Это порождает бардак, так как, даже если бы сильно захотелось кому-то навести порядок, то разобраться где какой провод уже не представляется возможным. Вьетнамцы сами прикалываются на эту тему и даже продают майки с изображением "Вьетнам телеком" и "Ханой трафик" - это уже про мопеды:)
Велорикши. Тук-туки почему-то в этой стране не прижились. В какой-то степени, для нас это было даже разочарованием, потому что данный вид транспорта дешевле, чем такси. Зато в Ханое полно велорикш, которые с удовольствием тебя покатают. У меня двойственное отношение к такому виду перемещений. Не могу я усесться в велорикшу. Потому что я не знаю, как к этому относится конкретный, в данный момент крутящий педали, человек.
Религия. Не смотря на то, что Вьетнам считается страной коммунистической и не шибко религиозной, практически в каждом заведении мы видели что-то вроде алтаря, где восседал, если не Будда, то какой-нибудь Хотей. И ежедневно к этому алтарю приносилась какая-нибудь свежая еда и цветы в бутонах. Распустившиеся - нельзя, только в бутонах. В общем, лично у меня не сложилось впечатление, что 80% вьетнамцев - атеисты.
Солнечный свет и женщины. Буквально перед отъездом мне попалась на глаза статья, в которой говорилось о том, что азиатские женщины всячески стараются избегать попадания солнечного света на свою кожу, так как у них бледная кожа считается ну самой красивой. И этому нашлось множество подтверждений в Ханое (да и во всем Вьетнаме).
Здешние женщины носят (по этой духотище!) специальные куртки с капюшоном, длинными рукавами и нарукавниками, прикрывающими кисти рук. Капюшон тоже не простой - в нем открыта только прорезь для глаз, остальное затягивается. Не все такое могут себе позволить, потому что у некоторых работа предполагает постоянный загар.
Кожу стараются отбелить разными методами. Например, при помощи косметики. Илья у меня даже спросил однажды: чего это женщина напротив такая жуткая? А она была не жуткая, просто обмазалась белилами так, что с первого взгляда шарахнешься.
Пионеры. Они тут есть, мы сами видели:) Ходят, такие, по площади, чего-то жуют. Все поголовно в галстуках. Но видели мы их только 1 раз - это была какая-то экскурсия, детей просто вывезли к собору.
Рынки. По сути, весь Ханой - это один большой рынок. А ассортимент товара зашкаливает. Я иной раз даже не понимала, чего это такое. Торговаться, как я уже говорила, надо упорно и сильно. А еще надо знать в каком месте торги устраивать. Я довольно быстро сориентировалась в нашем районе и уже знала, что здесь в три раза цену не скинут - ибо много глупых туристов ходит и покупает, а вот там, за поворотом, в легкую можно сторговаться подешевле.
Почта. Почта здесь тоже своеобразная) Купить в самой почте конвертик или марки невозможно - только у соседних торговцев, которые предложат вам все, что душе угодно и еще поторгуются обязательно. Я зашла в это заведение, чтобы отправить друзьям в Краснодар и Канаду открытки и, если бы не Илья, вряд ли мне удалось бы это сделать. Я ничего не могла понять в этом бардаке. Но тем не менее, открытки отправлены, ждите! :)
Смотрите фото в альбоме, там я постаралась выложить многое)

Индокитай. Часть 13. Ханой. Достопримечательности

Собор Св. Иосифа
Почитывая на досуге статью такого замечательного человека, как Андрей Панков, живущего в Канаде, рассказывающего очень интересно и с юмором про разное, натолкнулась вот на что, цитирую: "Как я не люблю это слово. До-сто-при-три-др-бр.... По английски "о-сма-три-вать до-сто-при-ме-ча-тель-но-сти" будет "to see sights". Меня это позабавило. Я тоже не люблю длинные слова, их пока выговоришь, пока напишешь - пендык! Но я все-таки живу в России, поэтому пишу, как есть). Итак.
Собор святого Иосифа (очень похожий на Нотр-Дам-де-Пари) находился прямо напротив окон нашей гостиницы и из своего номера мы каждые 15 минут слышали колокольный динь-дон. Собор считается самой старой христианской церковью в Ханое и освещен он был в 1886 году.
По вечерам в нем проводятся службы и мы, ради любопытства, зашли поглазеть. Правда, майки и штаны до колена не слишком годились для такого, поэтому мы немного помялись у входа, понаблюдали коренных вьетнамцев, пришедших помолиться и удалились.
Пагода Чанкуок расположена вдалеке от туристического центра и считается старейшей пагодой Ханоя. Поскольку была построена аж в VI веке на острове Золотой рыбы, находящемся в Восточном озере. Чанкуок является буддисткой пагодой и представляет собой высокое 11 этажное сооружение со множеством окон, в каждом из которых находится белоснежная статуя Будды.
Здесь же, вокруг пагоды стоят усыпальницы и большой молельный зал. Войти туда можно любому желающему, главное - снять обувь. В этом молельном зале Илья и обнаружил штук 5 фотографий Дмитрия Медведева, сделанных во время его официального визита. Эти фотографии бережно хранятся и являются важным элементом декора:)

Мавзолей Хо Ши Мина
Мавзолей Хо Ши Мина (первого президента Северного Вьетнама) находится на той самой площади, где в свое время он провозгласил независимость страны. Площадь со всех сторон охраняется и огорожена символическим заборчиком, чтобы, значит, не всяк мог пройти, но любой желающий мог приблизиться к вождю.
Вообще, сам Хо Ши Мин завещал, чтобы после смерти его тело кремировали, а прах развеяли над Вьетнамом, но следующий лидер на посту государства решил, что вождь должен быть похож на Ленина (простите, Ле-Нина), поэтому Хо Ши Мина забальзамировали, прятали от американских бомбардировок, а потом построили ему мавзолей, где он теперь и находится.
Про Ле-Нина я оговорилась не зря. В ходе прогулок по Ханою, нами был обнаружен памятник с табличкой для тех, кто в бронепоезде и не знает: "V. I. Le-Nin":) Анатольевич не утерпел и даже пошел позировать:)
Неподалеку от мавзолея Хо Ши Мина раскинулся одноименный музей. Но я музеи не люблю, а Илья не заинтересовался. Так что мы не приобщились.
Пагода на одном столбе
Пагода на одном столбе, как ни странно, тоже находится прямо возле мавзолея. Вот такое сочетаньице. Наряду с Ароматной пагодой, о которой я расскажу в одной из следующих статей, Пагода на одном столбе считается самой знаменитой во всем Вьетнаме.
Возведена она около тысячи лет назад, как видно из названия, на единственном столбе. Диаметр колонны, на которой стоит пагода всего 1,25 м. А внешний облик призван вызывать в памяти образ цветка лотоса - символа чистоты.
Построил пагоду император Ли Тхай Тонг, у которого не было детей. Но однажды во сне он увидел бодхисаттву Авалокитешвару, сидящего на цветке лотоса, который передал императору новорожденного сына. Затем, по легенде, Ли Тхай Тонг взял в жены простую крестьянскую девушку и у него, действительно, родился сын. В благодарность за это дело, император распорядился возвести пагоду.
Башня черепахи на озере Хоанкьем
Озеро Хоанкьем плещет волнами прямо в центре столицы Вьетнама. Здесь расположен сразу комплекс достопримечательностей, овеянных легендами, а Хоанкьем - не единственное имя, которое носит водоем, его зовут также Озером зеленой воды и Озером возвращенного меча.
Про зеленую воду все понятно - она и впрямь, зеленая. А вот про возвращенный меч расскажу отдельно. В свое время местный император Ле Лой решил воспротивиться китайскому владычеству и пойти войной против императора Мин. Для этого золотая черепаха, живущая в озере, даровала Ле Лою волшебный меч, при помощи которого тот и одержал победу.
В процессе празднования, император на лодке выплыл на середину озера, откуда вновь показалась черепаха, молвив: "Враг повержен, народ ликует, меч пора вернуть обратно". После чего взяла меч в пасть и погрузилась обратно в воды озера.
Мост Восходящего солнца
Надо сказать, что в Хоанкьем, действительно жили настоящие черепахи. Вьетнамцы их считают священными. Но из 4 огромных зверюг осталась только одна и та очень старая. Несколько лет назад ее вылавливали и пытались полечить, но экология такова, что и этой черепахи может скоро не стать.
В честь золотой черепахи на одном из островов озера более века назад возведена Башня черепахи, куда нет доступа туристам. А вечером множество новобрачных или просто парочек старается запечатлеть свой лик на фоне башни, красиво подсвеченной фонарями. Мы даже с возгласом: "Шо ж мы? Не люди?" - тоже жмякнулись на фоне сего объекта:)
Здесь же расположен знаменитый мост Восходящего солнца, ведущий к храму Нефритовой горы. За вход придется заплатить, а внутри посмотреть особо нечего, кроме большого чучела черепахи, жившей в этих водах.
Помимо озвученных примечательных мест, в Ханое есть много еще чего интересного. Например, старая цитадель, которую мы так и не отыскали среди узких домов. Или музей войны, куда Илья сходил сам, ибо самолетики и танчики - это как-то больше для мужчин.Или домик Хо Ши Мина на сваях, куда мы дважды так и не попали. В первый раз потому что не знали, что он там есть, а во второй - потому что в 16:30 он уже закрыт.

Индокитай. Часть 14. Бухта Халонг

Бухта Халонг - еще один объект из списка наследия ЮНЕСКО, куда нам удалось заглянуть (первым был Ангкор, если кто забыл). Но про список мы узнали уже позже, а заглянуть нам туда хотелось потому что там очень красиво. Когда-то, работая над статьей о Халонге, я подумала: вот же завораживает! Кто знал, что через полгода я уже буду сама разгуливать по бухте?
Итак, Халонг - это бухта, овеянная легендами. В переводе "Халонг" означает "место, где сошел дракон". Обитатели бухты считали, что живущий в горах дракон спустился к морю и раздробил хвостом берег, именно поэтому на многие километры простираются изумрудные острова, количеством более двух тысяч!
По другой легенде, не менее распространенной (именно ее в Халонге рассказывают всем туристам), во время войны, когда народ Вьетнама сопротивлялся нападению чужеземцев, с неба была послана семья драконов, которые летали вокруг и плевались драгоценными камнями:) Камни превращались в острова и захватчики, заблудившись, были разгромлены.
Есть и не выдуманные истории про бухту. И опять же про нападения со стороны чужаков. Итак, однажды, в эти воды пришел вражий флот, а вьетнамцы тихо-молча вбили в дно колья с металлическими наконечниками так, чтобы во время отлива корабли оказались насажены на колья. В общем, вражий флот был разгромлен.
Но хватит историй и легенд, в наше время Халонг - это туристическое направление с развитой инфраструктурой. Мы забронировали две каюты на борту корабля под названием Лемон (с ударением на Е), который должен был катать нас по бухте. Нас повсюду сопровождал англоязычный гид - отличный вьетнамский мужик.
Для того, чтобы туристам не было скучно, пока корабль маневрирует среди островов, на второй палубе накрываются столы и на них выставляется различный разносол. Ассортимент блюд, как всегда во Вьетнаме, велик. И, как обычно, самое вкусное из всего - это рис. Кормили нас 3 раза. Обед, ужин и завтрак на следующий день. Все это входит в стоимость экскурсии.

Первым делом всю нашу группу привезли на большой остров Кэтба, где расположена крупная пещера. Наш главный спелеолог Илья Анатольевич ходил по пещере и гнул пальцы: "Да разве ж это пещера? Да это какая-то ерунда, а не пещера", ну примерно, как я хожу возле Воробьевых гор и ерепенюсь на тему Безенги:) Поэтому мы его бросили и пошли осматривать сами. Лично я в такой большой пещере не была, ее еще подсветили удачно, так что можно ходить и дивиться. Азишская пещера как-то нервно курит в сторонке.
С острова Кэтба наш путь лежал дальше, меж островов бухты - к рыбацкой деревне на понтонах, где кучей были припаркованы каяки (Анатольевич сказал, что это байдарки, но все остальные звали это каяками), на которые нас грузили по два человека и отправляли в заплыв по зеленой воде.
Илья тут же гыркнул на меня, чтобы я не вздумала хвататься за весло, мол, "тище будь там, женьщинке!" и тогда я с радостью взялась за фотоаппарат, командуя: "Плыви туда! А что там?". Солдатенки не отставали и мы попеременно передавали фотоаппарат друг другу, как-то не сильно переживая на тему того, что от глубокой воды нас отделяет тонкая стенка каяка)) Весь этот заплыв был довольно весел и забавен. Мне еще не доводилось заниматься такой ерундой, да еще и тагять максовскую лодку за хвост, особенно, когда тот орет: "Отвали, Борщова-не-Борщова!". И только одна Ира спокойно сидела на своем месте, периодически рассказывая на камеру где мы находимся и что вообще происходит)).
Ближе к вечеру всю нашу банду собрали опять на понтоне, рассказав, что таким вот образом - на плавучих островах - живет примерно три тысячи человек. А потом гид показал на маленького ребенка: "А вот этот  - так вообще постоянно в воду падает" :)
Поплавав, мы покинули понтон. Впереди ждал пляж на каком-то из тысячи островов. Пляж, надо отметить, так себе, на троечку - Анапа 2014. Зато, преодолев 462 ступени, можно  подняться на макушку острова и посмотреть на бухту сверху, а заодно проводить солнце. Из-за обилия туристов внизу на пляже скачет целая ватага макак, которые, как и те, которые живут в Пашупати, любят полакомиться туристической пищей. Мы народ ученый, поэтому старательно обходили этих сумасшедших животных стороной.
Уже по темноте корабль вез нас на стоянку. На большой водной площади среди островов к ночи припарковалось множество других корабликов. Но никто никому не мешал. Все они казались светлячками, плывущими во тьме, т.к. к ночи пропало понимание того, где небо соприкасается с морем.
На второй палубе веселье продолжалось: наш гид проводил cooking-класс. То есть учил нас готовить spring-roll, а мы с Ирой их в быту называем "завертоны". В общем, смешиваются в миске овощи, фарш и яйцо, затем заворачиваются в рисовую бумагу и жарятся. По такому принципу я дома из лаваша завертончики делаю, получается вкуснее и сытнее:)
Гид рассказать-то рассказал, даже показал, а потом пригласил нас самих попробовать. Все как-то мялись. Тогда он спросил: "А в ваших странах кто готовит на кухне: женщины или мужчины?". Мы с Ирой хором ответили: "Женщины!", и подпихнули наших мужиков к столу. И что вы думаете? Наши мужики оказались смелее конопатых ирландских тёток и австралийских белоснежных мальчиков. Илья и Макс вышли к столу и давай крутить завертоны спринг-роллы. Нам их потом на кухне приготовили и принесли, чтобы мы могли попробовать:) Нормальные завертоны получились.
Макс, углядев, что на нижней палубе ловят рыбу, пошел глазеть. А чего глазеть? Ему дали в руки удочку с маленьким резиновым кальмаром на леске, рассказали, как чего делать и (я сама свидетель!) Макс чуть не поймал здоровенного сибаса. Но гид, который стоял на стреме с гарпуном, не смог до конца заарканить рыбу и та технично смылась. А остальные рыбы поняли, что что-то тут не так и тоже попрятались.
Спать на борту дрейфующего в бухте корабля нам еще не доводилось. В наш список, помимо ночи в камбоджийском слип-басе, вьетнамском поезде и эмиратском самолете, добавился еще и сон на кораблике.
Утром вся наша группа направилась на ферму по выращиванию жемчуга. Где нам показывали и рассказывали, как сейчас организовано производство. Мол, раньше, в устрицу попадала песчинка, устрица ее обволакивала перламутром и получалась жемчужина.
Потом люди это дело вычислили, стали хватать устриц, пихать в них искусственные заготовки, а потом растить до определенного периода, чтобы в итоге получить жемчужину нужного размера и цвета. При нас маленьких устриц открывали и клали внутрь им пластмассовый шарик. А потом уже в другом зале показывали, как из устрицы, которой исполнилось 2 года, доставали готовую жемчужину.
Здесь же на ферме находится магазин, где можно приобрести не только простую жемчужину, но и готовое изделие. Я не фанат ювелирки, поэтому даже не знаю, сколько оно должно стоить. Ира сказала, что здешние цены в 2 раза ниже, чем в России. Семейство Солдатенок даже купило подарок своей дочке Даше, у которой должен был состояться первый день рождения в жизни: жемчужину из Халонга на серебряной цепочке. Думаю, неплохой вышел подарок, ведь стоит он больше миллиона! В местных деньгах, правда, но все равно, больше миллиона))))
После прогулки по ферме у нас было свободное время. И мы проводили его на третьей палубе, где были установлены лежаки, столики, диван, навес. А корабль тем временем снова лавировал между бесконечных островов. Те, у кого была куплена экскурсия на 3 дня, пересели в другую лодку и уплыли вместе с гидом, а нам предстоял обед и возвращение на берег.
Итог. Безусловно, Халонг впечатляет! Но я уверена, что мы не посмотрели даже 5% от всего интересного, чего там можно увидеть. Когда мы искали себе экскурсию, они все были стандартные и одинаковые. Но, наверное, если в наличие имеется больше времени, то можно самостоятельно решить вопрос по более индивидуальной прогулке. Хотя частных катеров, по-моему, мы не видели. В общем, как и в Ангкор, в Халонг хочется вернуться и провести там время более вдумчиво.

Индокитай. Часть 15. Ароматная пагода

Ире с Максом пора было лететь домой, а у нас в запасе еще было 3 дня, поэтому, проводив друзей, мы с Ильей отправились на экскурсию в, так называемую, Ароматную пагоду. Добраться до которой - это уже целое приключение.
Всю дорогу мы разглядывали захоронения, находящиеся прямо посреди полей. Раньше они нам на глаза почему-то не попадались, а в этот день - пруд пруди! Среди возделываемых огородов то тут, то там высились надгробия, не соблюдая никакую геометрию полей, в вокруг работали люди, совершенно не обращая на них внимания. Мы так и не поняли зачем отдельные могилы выносят в поля, потому что централизованные кладбища во Вьетнаме существуют.
Но сегодняшний день, можно сказать, проходил под знаком бренности бытия. Навстречу в одном населенном пункте нам попалась похоронная процессия. И мы даже сначала подумали, что это праздник какой-то. Потому что впереди всех на шестах несли знаменитых азиатских змеев, длинных таких - их еще несколько человек несут и делают вид, что змей живой: ворочают его в разные стороны, поднимают. Затем тащили на носилках какую-то религиозную атрибутику, а уже следом шел народ, облаченный в коричневые одежды.
К комплексу Ароматной пагоды нет дороги, поэтому завершающие 3 километра необходимо преодолевать вплавь - на лодке по реке Дай. Это еще один пункт нашего travel experience, т.к. на таких лодках мы еще не плавали.
Итак, в каждое плавсредство усадили по 6 человек и женщина на веслах начала движение. Почему-то все гребцы, катающие туристов, здесь женского пола. Даже неловко как-то. А на реке, как на дороге: знаки установлены, перекрестки обозначены и туда-сюда шныряют местные жители. Даже плавучий магазин с термосом горячего чая там имеется.
Преодолевать 3 километра по реке нам пришлось где-то около часа, за это время мы успели осмотреть прилегающий ландшафт, угадать в очертаниях одной горы слона и опять пронаблюдать странные захоронения, на этот раз прямо в воде среди лотосов... Приятная девушка Джейд, которая сопровождала нас в качестве англоязычного гида, тем временем рассказывала о том, что когда на веслах сидят местные жители, лодка плывет прямо, но стоит только любому желающему туристу захотеть попробовать грести самостоятельно, как лодка тут же начинает вертеться на месте:)
У нас на борту нашелся такой желающий (кстати, вьетнамец), он перебрался в соседнюю лодку, просто сопровождавшую нас и уселся за весла. Джейд оказалась права: лодка принялась крутиться на месте, девушки сидящие в ней, стали хохотать и прикалываться над мужиком, крича нам: "Бай-бай!" :) Там мы их и бросили, тоже вдоволь посмеявшись, а сами поплыли дальше. Мужика потом, конечно, тоже доставили, а грести он так и не научился:)
Ворота, ведущие к пагоде Тхьенчу
Ароматная пагода - это не одна пагода, как можно подумать, это большой комплекс, включающий в себя множество культовых сооружений. Самая первая пагода попадается буквально через 200 шагов от причала. Название ее выговорить сложно, да и не обязательно, я думаю, кому взбредет в голову его повторять? Строение светлого цвета вырастает слева вдоль дороги и к нему ведут штук 20 замшелых ступеней.
Пагода Тхьенчу (небесная кухня)
Дальше нас ожидал двор перед пагодой Тхьенчу, известной так же, как небесная кухня. Двор начинается с больших бетонных ворот, исписанных иероглифами, а вокруг пагоды расположено множество ступ, где захоронены местные великие деятели. Нам дали время на то, чтобы походить вокруг, а затем пригласили на обед. Про торжество риса на столе, среди бесконечного непонятно чего, говорить уже даже не буду:)
Подъем к Ароматной пагоде
Впереди у нас был запланирован подъем по канатной дороге к самой верхней части: Ароматной пагоде, расположенной в пещере. Но выяснилось, что канатка именно сегодня не работает, так что преодолевать тысячу ступеней надо было ногами. Когда нам это сообщили, я сказала Илье по-русски: "Зато жиры после обеда растрясем", показывая на живот. Этот жест увидели общительные австралийцы крупного телосложения и стали шутить, мол, тебе-то это не надо, а вот нам бы жиры растрясти не помешало! :)
Ароматная пагода (Внутренний храм)
Мы с Ильей изначально собирались зачитериться и покататься на фуникулере, хотя испытывали при этом определенные муки совести, в конце концов - стыдно: познакомились в Гималаях, а свадебное путешествие проводим в лайт-формате. Видимо, чтобы мы не мучились так сильно, нам был предложен бескомпромиссный вариант) Поэтому, припоминая Сваямбунатх, мы поскакали наверх. И, надо заметить, прискакали к пагоде, хоть и полностью мокрые, зато быстро и довольные своими физическими способностями:)
Ароматная пагода (вход в пещеру)
Вся остальная группа безнадежно отстала, поэтому у нас была возможность в одиночестве прогуляться по пагоде и осмотреть ее. Место, конечно, интересное. Перед входом в пещеру высится какое-то природное сооружение, похожее на большой толстый сталагмит. Хотя, конечно, это вряд ли он, но что это на самом деле - я так и не поняла.
В общем, согласно преданиям, это место было найдено монахом еще две тысячи лет назад и опознано, как очень духовное. Здесь в пещере и был возведен, так называемый, Внутренний храм, где расположены статуи Будды и Гуаньинь. Последняя настолько обросла легендами, что даже сложно чего-то конкретное про нее рассказать. Лучше дам ссылку на википедию - почитайте, кому интересно. Именно в честь Гуаньинь в храме находится множество изображений и изваяний рук и глаз, т.к. по одной из легенд, эта девушка ради спасения отца отдала руки и глаза. Ей за это, конечно, потом воздалось и теперь она, вот, является одним из божеств.
Ароматная пагода, наравне с пагодой на одном столбе, о которой я уже рассказывала - самое почитаемое место во всем Вьетнаме. Ежегодно здесь проводится масштабный фестиваль, куда стекаются тысячи паломников. В сезон там трудно протолкнуться, настолько популярна Ароматная пагода среди вьетнамцев. Во время фестиваля пещеру освещают прожекторами, а во время нашего там пребывания, во Внутреннем храме было жутко темно, так что фотография получилась всего одна и та кривая.
Пейзажи реки Дай
Когда мы всё успешно осмотрели, прогулялись внутрь пещеры, вышли наружу и пошли обратно, наша группа только-только прибыла на место. Наш гид Джейд была профи, поэтому она остановила меня с Ильей на лестнице и стала рассказывать про пагоду, про тысячу рук и глаз, про Гуаньинь. Только после того, как она все подробно изложила, нам было дозволено спускаться вниз, чтобы подождать остальных.
По дороге наверх, мы видели множество ответвлений и, посчитав, что еще есть время, наш тандем сходил вверх к еще парочке пагод. Но выяснилось, что все это новострой и выглядит не аутентично. Поэтому, неторопливо, мы спустились вниз.
Когда солнце уже клонилось к закату, вся группа собралась и погрузилась обратно в лодки. Экскурсия к Ароматной пагоде занимает целый день. В каких-то источниках, читая про пагоду, я наткнулась на мысль о том, что она того не стоит, чтобы на целый день туда ехать. А вот мы считаем, что стоит! К тому же Илье перепал кусок похода по горам, от чего он был несказанно счастлив:)
К ночи уставшие, но довольные, мы ввалились в номер гостиницы. Завтра нам предстоял перелет обратно в Таиланд.
Альбом с фотографиями комплекса "Ароматная пагода".

Индокитай. Часть 16. Бангкок. Быт.

В Бангкок мы прилетели поздно вечером и в этот раз поселились в центре города - в китайском квартале. Сама по себе столица Таиланда производит впечатление намного более крупного и развитого города, нежели Ханой. Разветвленная сеть автомагистралей, то тут, то там возвышающиеся небоскребы, метро - это говорит само за себя.
Но, попадая непосредственно внутрь этого города, становится понятно, что он мало чем отличается от любого другого азиатского мегаполиса:) Всё та же толчея на улицах, все те же непонятные блюда, готовящиеся прямо у дороги в неимоверных количествах, все те же безумные рынки, где можно купить, что угодно за копейки.
А Чайна-таун - это квинтэссенция всего выше названного:) Даже обилие светящихся вывесок здесь превосходит все разумные пределы, а странной еды в разы больше. Самым популярным блюдом на нашем квартале были акульи плавники всех цветов и размеров. Их выставляют в витринах, совместно с акульими челюстями - для привлечения посетителей. И тут же рядом жарят в огромных чанах каштаны. Хотите морепродуктов: пожалуйста - два шага влево и в тазу плавают... Кто же это плавает? Да не важно! Или вам хочется отведать чего-то более нейтрального, например, лапши. Вуаля - зеленая лапша к вашим услугам:)

Я настолько устала от этого кулинарного безобразия, что просто купила себе пачку доширака, залила водой без специй и слопала. Отлично, я вам скажу, получилось! Хотя днем позже, гуляя по вечерним улицам Бангкока я, вспомнив НатальСтепанну, прикупила себе несколько палочек жаренного на углях куриного филе - вполне себе вкусно.
Несколько слов о нашем отеле. В отличие от прошлого, этот был хорош и индивидуален. У нас в комнате стояла кровать с высокими стойками, на которые при желании можно повесить балдахин:) В каждом углу висели китайские фонарики, а в душевой с потолка свисала огромная клетка с искусственными канарейками. Любая деталь номера была стилизована, холлы и ресепшн тоже отвечали общему стилю. В общем, красиво и, что самое интересное, не дорого.
Отдельно про рынки. По сути, весь город (если не считать туристические объекты) - это сплошной рынок. Все продается настолько дешево, что с тобой даже никто не торгуется. Хочешь - бери, не хочешь - проваливай. Я еще в Камбодже углядела, как я его назвала, "петуха", то есть веник из куриных перьев, которым продавцы смахивали пыль с прилавков. В эксплуатации я его наблюдала неимоверное количество раз, но в продаже ни в Камбодже, ни во Вьетнаме не видела. Каково же было мое счастье, когда он попался мне на улице Бангкока и я купила его рублей за 80. Теперь этот "петух" обитает в Москве, я его деру на части и вплетаю в ловцов:)
В отличие от Ханоя, в Бангкоке мотоциклы не так распространены, зато тук-туки колесят по всему городу. Во Вьетнаме увидеть монаха - это большая редкость, а вот в столице Таиланда - их море. Мужчины в оранжевом постоянно попадают в поле зрения. А во время сильного ливня мы даже прятались вместе с ними в подворотне:)
Что в Бангкоке хорошо - так это тайский массаж. Всё, как говорится, познается в сравнении, так вот, я вам скажу: я массаж люблю, поэтому посещала его везде, где можно. Во Вьетнаме массаж отвратителен до ужаса, я испробовала и на спине и на ногах! Это какая-то экзекуция и ты жаждешь, чтобы она поскорее закончилась. Ира подтвердит! В Таиланде массаж - это полное расслабление и удовольствие. Опять же я и спину помяла и ступни. Из-за сна на неудобных высоких гостиничных подушках, у меня стала плохо поворачиваться шея вправо, так вот, женщина, которая осторожно разминала мне шею, поцокала языком, чего-то там поделала и голова у меня стала поворачиваться, как положено:) В общем, рекомендую тем, кто это дело любит!
Чего в Бангкоке плохо - так это запах. Город воняет помойкой. Не везде, но во многих местах. Это дело мы унюхали еще в самый первый день, когда только прилетели из Москвы и оно потом сопровождало нас в завершающих гульках по городу.
Ну и, конечно, Бангкок - это город на любителя. Здесь скапливается такое количество своеобразного народа, что нам было не шибко приятно. Когда к тебе на улицах подходят женщины не отягченные поведением и предлагают купить веселящий газ, невольно задумаешься: ведь если есть такое предложение в таком ассортименте, значит есть и большой спрос! За этим туда многие и летят и абстрагироваться от этого крайне сложно, особенно вечером.
Зато в столице Таиланда много красивых мест, о которых я расскажу в следующей статье. А пока что предлагаю вашему вниманию небольшой альбом.

Индокитай. Часть 17. Бангкок. Храмы Ват Пхо и Ват Пхра Кео

В Бангкоке на квадратный километр может встретиться множество примечательных мест, каждое из которых само по себе будет очень красиво и удивительно. Здесь нужно много времени, чтобы обойти хотя бы один комплекс и рассмотреть все поближе.
В первый же день мы посетили всего два храмовых комплекса, являющихся очень популярными и знаменитыми: Ват Пхо и Ват Пхра Кео Именно из-за своей почитаемости данные храмы наводнены народом, что, конечно, не доставляет приятности. Но что поделать? Всем хочется поглазеть на лежащего или изумрудного Будду.
Ват Пхо знаменит в первую очередь тем, что именно здесь расположена огромная статуя лежащего Будды. Этот Будда ожидает достижения нирваны, поэтому так вольготно расположен. Длина изваяния составляет 46 метров, а высота 15 и все оно покрыто сусальным золотом. Осмотреть статую целиком крайне проблемно. Потому что ее окружает множество колонн, и в промежутках между колоннами видна только часть Будды. Наиболее хороший вид открывается от ступней, покрытых перламутровым рисунком. Именно с этого ракурса Будда и изображен на всех открытках, магнитиках и билетах в храм. А стоимость посещения Ват Пхо всего 100 тайских бат.
Сам же комплекс считается одним из старейших в Таиланде, т.к. был построен в XII веке. Стены храма, где лежит Будда, расписаны картинами, повествующими о жизни семи его учеников, а вдоль тыльной стороны статуи находится множество горшочков, в каждый из которых любой желающий может бросить монетку - на счастье. Этот процесс мы запечатлели на видео, возможно, когда-нибудь смонтируем:)

По всей территории комплекса разбросаны многочисленные ступы: большие и маленькие. Строительство больших ступ имеет свою историю. В 1782 году, когда самопровозглашенный король Рама I взошел на престол, он распорядился расширить территорию древнего храма и возвести ступу высотой 41 метр, покрытую зеленым орнаментом. Белую ступу соорудил Рама III в честь отца, а для самого Рамы III была построена желтая ступа. Синяя же возведена по приказу Рамы IV в честь королевы. Итак, четыре ступы - четыре этапа правления новой династии.
Также, Ват Пхо считается одним из древнейших образовательных учреждений Таиланда. И здесь по сей день практикуют тайский массаж и акупунктуру. Меня в этих храмах сильно впечатлили крыши. Особенно то, как они выглядят после дождя, на эту тему я сделала отдельную заметку. Кстати, с погодой нам крайне не повезло и все фотографии очень тоскливо-серые.
Буквально через дорогу от Ват Пхо находится огромный комплекс - Ват Пхра Кео или Храм Изумрудного Будды. Вход сюда стоит уже подороже - целых 500 бат (это чуть больше 500 рублей). Но народу еще больше, чем в соседнем Ват Пхо. У всех посетителей в обязательном порядке должны быть прикрыты плечи и ноги. Меня (не смотря на то, что колени были закрыты) отправили в специальный павильон, где, оставив 200 бат в залог, можно получить специальную юбку.
Самое знаменитое в Ват Пхра Кео - это, конечно же, статуя изумрудного Будды. Многие думают, что это такое же огромное изваяние, как и статуя лежащего Будды и их постигает разочарование. Изумрудный Будда - это статуя высотой около полуметра, вырезанная из зеленого камня - жадеита.
Существует множество легенд о возникновении статуи. Расскажу две самых распространенных. Первая: Будда был найден среди обломков пагоды, сгоревшей от удара молнии. Вторая: Будда был обретен после того, как развалилась другая статуя большего размера, сделанная из глины. Историки сходятся в одном: по состоянию на середину XV века данная статуя уже имела место быть в одном из Храмов провинции Накхон Лампанг. Затем разные правители перемещали Будду из храма в храм и статуя даже побывала во Вьентьяне - нынешней столице Лаоса. В конечном итоге выше озвученный король Рама I поместил ее в храм Бангкока, где она и пребывает поныне.
Фотографировать изумрудного Будду запрещено, так что мы просто поглазели и ушли, выяснив для себя то, что 4 раза в год статую переодевают в одежду, соответствующую сезону. Т.е. летом Будда почти раздет, а зимой совсем укутан:)
На территории расположено еще множество других храмов, где находятся другие Будды. По периметру комплекса выстроена стена с навесом, где тоже присутствуют многочисленные Будды. Слева от входа сразу попадается большая галерея, стены которой расписаны сценами из Рамаяны. А охраняют галерею, так называемые, Yaksa Tavarnbal - стражи ворот. Это такие пятиметровые разноцветные статуи, снабженные мечами и страшными клыкастыми лицами.
Неподалеку находится королевский пантеон, доступ в который открыт всего 1 день в году, так что нам туда попасть не удалось. Зато, оказалось, что один из храмов на территории построен по принципу камбоджийского Ангкор-вата. Не очень-то, конечно и похоже. Но все-таки.
Погулять по комплексу - это большое удовольствие для таких, как я:) Потому что все разноцветное и блестит:) Я бродила по галереям, переходам, рассматривала подножия статуй Будд и выяснила, что ни на одном подножии узор не повторяется! Они все разные. Как про крыши этих храмов, так и про Будд с подножиями я сделаю отдельную статью, уж больно мне все это разноцветие понравилось:)
Большой дворец расположен буквально в "трех шагах" от храма Изумрудного Будды. И посетить его можно по тому же самому билетику за 500 бат. Построен дворец был в 1782 году, когда столица Таиланад была перенесена в Бангкок, а впечатление производит и по сей день.
Долгое время Большой дворец являлся резиденцией  тайских королей, пока один из них не перенес ее в другое место. На сегодняшний день комплекс открыт для туристического посещения, но официальные церемонии проводятся именно в нем.
Сам дворец очень архитектурно похож на соседние храмы (по крайней мере, крыша и украшения у него схожие), а вот стены - вполне обычные, не разноцветные и не блестят:) Если у вас возникнет желание войти внутрь, то будьте готовы к тому, что с босыми ногами или с оголенными плечами вас не пустят, а фотографировать вообще не дадут.
В нижних залах дворца открыты различные экспозиции. Илья, к примеру, преисполненный радости, пошел изучать представленные вариации оружия. Я к этому моменту так устала, что тоскливо сидела на мокром парапете, ожидая мужа.
Посещение таких крупных храмов, как Ват Пхо и Ват Пхра Кео с Большим королевским дворцом в придачу требует определенных физических сил. Так что если вы окажетесь в Бангкоке, не советую планировать обойти множество комплексов за 1 день. Либо не успеете полноценно все осмотреть, либо устанете, как собаки:)
Мы хотели еще сходить в Арун, но на улице уже темнело, да и закрываются такое объекты рано. Примерно в 16:30 по местному времени. Обращайте на это внимание при планировании собственных приключений.
Альбом с фотографиями прилагается.

Индокитай. Часть 18. Бангкок. Храмы

Перед поздним вылетом домой у нас еще был целый день на осмотр достопримечательностей Бангкока. Поскольку самые крупные мы посетили днем ранее, у нас стоял выбор куда податься. Присмотрев какое-то скопище достопримечательностей на карте, мы двинулись в их сторону.
Случайно, переходя улицу и глянув влево, мы увидели вдалеке какую-то красную конструкцию. Это и оказались знаменитые Гиганские качели (Sao Ching-Cha).
Гигантские качели
Гигантские качели расположены рядом с храмом Ват Сутхат и являются одним из старейших сооружений, наравне с храмом Ват Пхо, так как построены они были  в 1784 году. Ежегодно здешние монахи устраивали специальный ритуал, раскачиваясь на качелях и пытаясь схватить зубами мешочек золота, подвешенного на перекладине. Занятие было весьма травмоопасным, поскольку высота сооружения составляет 21 метр, поэтому в 1935 году качели разобрали и оставили одно основание. Но в 2004 году король Рама IX распорядился все-таки восстановить качели и они теперь снова стоят на прежнем месте.
Двор храма Ват Сутхат
Ват Сутхат - это единственных храм, который нам удалось увидеть при солнечном свете. И это, доложу я вам - очень красиво! В мраморном полу вокруг храма отражается все окружающее, как в воде, а разноцветье, присущее всем культовым постройкам в Бангкоке, выглядит еще ярче. Вход на территорию стоит всего 20 бат, а меньшая популярность делает храм очень уединенным местом для отдохновения туристов, уставших от толп.
Строился Ват Сутхат в течение 27 лет. И вокруг него тоже присутствует галерея с бесконечными Буддами. В этой галерее мы пронаблюдали и восстановительные работы возле одной из статуй и даже отдых обычного жителя города, который лежал в галерее и созерцал храм. За этой стеной был обнаружен сад, где  рабочие изготавливали болванки под будущие статуи Будд - это такая глиняная конструкция, которая даже непонятно на что похожа, но если присмотреться, становится ясно, что это сидячий Будда.
Лоха Прасат
Войти в храм можно, без разницы в чем, главное, чтобы без обуви. На входе местные жители брали арома-палочки, а так же какие-то цветы в бутонах, окунали цветок в воду и потом капали себе этой водой с бутона на голову. Внутри же перед большой статуей Будды позировали монахи:) Мы их тоже успели заснять:) Стены храма покрыты фресками, повествующими о реинкарнациях Будды.
Ват-Ратчанадда
Не очень далеко от Ват Сутхат располо- жено еще одно сооруже- ние. Этим сооруже- нием является храм с непроизносимым названием Ратчанадарам Воравихан (или Ват-Ратчанадда). Знаменит он в первую очередь тем, что на его территории находится замок необычной архитектуры -  Лоха Прасат, не похожий ни на один другой храм в Бангкоке.
Вид на Ват Сакет с крыши Лоха Прасат
Замок Лоха Прасат имеет квадратное основание и построен по аналогии с цейлонским храмом, который не сохранился до наших дней.  Высота сооружения составляет 36 метров и венчают его 37 башен, символизирующих добродетели, ведущие к просветлению.
Вход на территорию храма бесплатный, а за 20 бат разрешено подняться по винтовой лестнице на крышу Лоха Прасат, откуда открывается хороший вид на следующую достопримечательность: Золоту Гору или Ват Сакет. Туда мы и направились.
Ват Сакет видно издали, даже с земли. Храм был построен на искусственном холме  высотой 60 метров в конце XVIII века. Но из-за эрозии почвы строение разрушилось. По поверьям буддистов, культовое сооружение не может разрушиться, поэтому храм был восстановлен в прежнем величии и украшен золотой ступой. Пока в Бангкоке не начали строить небоскребы, Золотая гора, общей высотой 76 метров, была самым высоким сооружением в городе.
Чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть 318 достаточно пологих ступеней. Вдоль всего подъема висит множество колоколов, в которые каждый считает себя обязанным позвонить. А иногда попадаются большие бубны (ну или как этот называется, я даже не знаю) - звук от них очень красивый.
Вход в Ват Сакет бесплатный, только, как обычно, обувь надо оставить снаружи. Здесь вновь можно полюбоваться на Будд, в том числе и зеленых (видимо, аналог изумрудного Будды), а также на их наряды. Так как в храме представлены почему-то Будды в одеяниях, подходящих под любое время года.
Небольшая лестница ведет на крышу - к золотой ступе, откуда открывается отличный панорамный вид на весь город. Мы даже разглядели все те достопримечательности, где побывали ранее. Здесь же, на крыше, любой желающий может купить себе металлический листик, написать на нем чего-нибудь (наверное, желание) и повесить в специальное место. Те, кому мало листика, могут оставить надпись на огромном красном полотнище, разложенном у подножия ступы.
Сам холм тоже не лишен интересности. На нам расположено множество давних захоронений, а так же просто статуи, оборудованы водопадики и освещение, собранное из лампы и обычных зонтиков.
На этом наше посещение столицы Таиланда заканчивалось. Пора было лететь домой.
Альбом с фотографиями прилагается.

Индокитай. Часть 19. Бангкок - Москва

Наше путешествие длиной почти месяц, подошло к концу. Обратный путь был более стремителен. Стыковка в Дубае уже не 9 часов, а всего 4. Всю ночь в полете из Бангкока в Дубай я дрыхла в самолете, хотя обычно у меня не получается:) Илья наклеил на меня стикер, мол, не будить ни при каких обстоятельствах и поэтому стюардессы не трогали меня даже когда был ужин:)
Утро в Дубае на сей раз позволило хорошо разглядеть Бурдж Халифу без дурацкой дымки. Я бы, пожалуй, слетала в этот город целенаправленно. Такая архитектура мне нравится больше, чем старинная. Ну то есть, на отечественные драные города, типа Ельца, смотреть противно, зато "сохранили исторический облик города", фу. Хай-тек завораживает сильнее.
В процессе перелета из Дубая в Москву мне опять повезло: облака на начальном этапе не застили глаза, и сидела я не над крылом, поэтому могла обозревать пейзаж сколь угодно долго. А летели мы над Персидским заливом, Ираном, Азербайджаном, Каспием.
Вот когда самолет поравнялся с Кавказом, пролетая над Каспийским морем, я прилипла носом к окну. "Где же мой Эль?" - думалось мне, но я его нигде не видела - далеко все-таки. Между мной и Эльбрусом лежали Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия и только потом Кабардино-Балкария. Но я все равно упорно пялилась в пейзаж за окном и вот! Мой Эльбрус (он мой и всё тут) все-таки показался маленьким треугольником на горизонте.
Я принялась ему махать и верещать: "Привет, красотуль!". Все-таки, мощь этого ледяного великана неоспорима. Люблю его, как и всю свою седую родину. Один такой маленький Эльбрус на горизонте может очень сильно поднять настроение:) Я его даже сфотографировала. Тем, кто не сможет разглядеть, подскажу - он в самом центре фото:)