четверг, 8 декабря 2016 г.

Непал. Катманду: Сваямбунатх (Monkey Temple)

Одним из важнейших храмовых комплексов Катманду считается Сваямбунатх, расположенный на холме на одной из окраин города. Дорога из Тамеля до храмов недолгая и если у вас на руках есть карта, то сориентироваться и пройтись пешком вполне возможно, заодно сэкономите на такси и окунетесь лишний раз в быт и колорит непальской столицы. 
Первый храм на холме Сваямбху основан в 4 веке до н.э, но был разрушен. Нынешний комплекс заложили в конце 5-го века нашей эры, он, претерпевая различные метаморфозы, дожил до наших дней. Хотя место позиционируется, как буддистское, индуистам там тоже нашлось место, эти две ветви переплетаются во многих святых местах Непала.
Главную ступу комплекса видно уже издали - она возвышается над холмом и говорят, что ее грани повернуты ровно на 60 градусов относительно сторон света. К ступе ведет Большая лестница из 365 ступеней разного размера, а вдоль лестницы возвышаются ступы поменьше, разные изваяния и какие-то иные атрибуты буддизма.





Сваямбунатх так же прозван в народе обезьяньим храмом (Monkey Temple), из-за того, что в лесах вокруг комплекса живет много-много диких обезьян, которых всячески подкармливают монахи и посетители. При этом обезьяны стали реальным бедствием, ибо тянут всё, что плохо лежит. Поэтому посетителям заранее говорят, чтобы они не доставали еду, воду или не держали что-то привлекательное в руках - макаки отбирают. Делают это каким-то жутким образом, прыгая на человека сверху, грозя укусить, шипя и попискивая.


Но наблюдать за макаками со стороны довольно занятно, они деловые, у них существует иерархия и социальные отношения. Мы иной раз останавливались, чтобы поглазеть и похохотать:)
Но давайте вернемся к ступе. Первое, на что натыкается посетитель после подъема по Большой лестнице - это касса. Вход, как и в прежние времена, стоит 200 рупий (2 доллара), за 4 года цена не изменилась. Возможно потому что Сваямбунатх практически не пострадал во время землетрясения 2015 года. Почти все религиозные постройки остались целыми, разрушилось только несколько зданий по периметру.
После кассы нос поднимающегося равняется с огромной двойной ваджрой (дорчже). В мифологии ваджра считается мощным оружием, аккумулирующим в себе свойства булавы, копья и меча, символизирует силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость. В переводе "ваджра" обозначает "удар молнии".

Сама ступа аналогична ступе Боднатх, о которой я говорила в предыдущей статье, соответственно, символизм ей присущ аналогичный.

Вокруг размещено множество сувенирных лавок, торгующими всем, что душе угодно. Макс присмотрел себе картину и мы пошли узнавать цену. Со 100 долларов (цена за картину размером 0,5м х 1 метр!) продавец готов был сбросить 60%. Т.е. такого огромное полотно можно было купить всего за 40 баксов. Тут же мне вспомнилась зажравшаясь Европа, где за эти деньги можно приобрести разве что небольшую акварельку, а потом меня еще спрашивают, почему Азия мне нравится больше. Но Макс решил еще немного покумекать, в дальнейшем он приобрел другую картину за столь же небольшую для нее цену.






За главной ступой начинается дорожка, ведущая на другой склон холма, где находится круглый бассейн, куда все окружающие бросают монетки, стремясь попасть в статую, а еще лучше - в горшок. В Непале редко можно раздобыть монетки - настолько низкий у них номинал, поэтому, добыв их, не хочется выбрасывать. Порывшись в рюкзаках, мы отыскали рубли и попробовали попасть рублем в горшок. Не вышло... :)

На нижней террасе намного приятней, чем не верхней, все потому что здесь растет куча деревьев, создающих тень, воздух свеж, стоят скамейки. В общем, отдыхай, созерцай, дыши. Такого обилия буддийский флажков - коней ветра - я нигде еще не видела. Они там гроздями свисают с веток, их регулярно подновляют, поэтому цвета яркие, не выгоревшие, нитки свежие, не обтрёпанные.







Чортены тоже реставрируют, белят, красят. Будда взирает на паству новыми глазами и эти глаза на ступах мне, ой, как нравятся. Я готова снимать их бесконечно, настолько они выразительны. Посередине, между бровей, как положено, третий глаз, но выглядит он, как спираль или как круг.







Стены с молитвенными барабанами присутствуют в больших количествах, а под ними вездесущие ленивые непальские собаки.




Здесь же расположены монастыри и школы, при чем учат в них не только письму, чтению и духовным практикам, но и настоящим боевым искусствам. Мы даже зашли на территорию такой школы, нас никто не прогнал, наоборот, монах поздоровался с нами "намасте", поклонившись. И вся наша банда влезла по ступеням на второй этаж здания, прогулявшись по балкону, утыканному гвоздями от вездесущих макак.




Со второго этажа, равно как и с многочисленных террас комплекса, открываются панорамы на город. Именно отсюда можно увидеть широко раскинувшийся в пыли и дымке Катманду, а за ним зеленеющие предгорья Гималаев.


С комплексом Сваямбунатх так же связано множество легенд. Одна из которых гласит, что когда-то вся нынешняя долина Катманду являлась озером, а посередине рос лотос, который в дальнейшем стал холмом Сваямбху, ну а теперь тут храмы, ступы и все прочее.














6 комментариев:

  1. Ох, добралась, наконец, до твоих отчетов! Буду потихоньку читать.
    Вот эти глаза Будды меня вообще завораживают! Такой взгляд пронзительный, кажется, все нутро видит. Ну, это мои ощущения))

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана,

    Да-да, глаза очень выразительные и я бы сказала - оригиниальные.
    И портреты макак очень удачные ;) Просто человеческие выражения на "лицах" ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, у них там еще и вполне человечьи взаимоотношения:) Особенно если постоять, понаблюдать.

      Удалить
  3. ух! Вот никогда за границу не тянуло. А посмотрел твои отчеты про Эверест - прямо туда захотелось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну так это, кто знает? Может и за границу пора смотаться ))

      Удалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.